Николай Тарасов |
Эти вопросы для доктора медицинских наук, директора КП "Пятая городская поликлиника" города Черкассы Николая Тарасова совсем не риторический. Он уже много лет занимается применением экономических принципов управления в медицине, защитил на эту тему диссертацию, а сейчас передает свои знания молодым специалистам. Только, признается врач, эти специалисты нашим учреждениям здравоохранения при нынешней системе не нужны ...
Украинский платят за медобслуживание через налоги, и в учреждении платить не должны
- В то время, как Украина 20 лет живет в рыночной экономике, медицина осталась в плановой, - говорит Николай Владимирович. - Тут если сэкономишь, то потеряешь. Когда черкасская поликлиника № 5 стала коммунальным предприятием, мы жили не по Бюджетному, а за Хозяйственным кодексом. Это был первый на всю Черкасскую эксперимент, и нам дали некоторую самостоятельность. За полтора года, когда мы были КП, поликлиника приобрела оборудование больше, чем за предыдущие
20 лет. На одном только отоплении мы сэкономили на грузовой лифт для тяжелобольных. Согласно "Национального плана развития системы здравоохранения", который тогда действовал, все лечебные учреждения должны пойти этим путем, и действительно, медицинских КП в городе сейчас несколько, и они являются предприятиями только на бумаге.
- Нас давно приучили к мысли, что финансирование на медицину ничтожно, и поэтому за все надо платить ...
- В Украине гражданин платит за медицинское обслуживание прежде всего через налоги. И поэтому он, по идее, не должен платить в заведении. Почему этот принцип не работает - надо разобраться. Проблема заложена в том, кто собирает эти средства, как они расходуются и какого качества предоставляемых услуг, а также кто должен контролю вать качество лечения. Сейчас все это делает государство, и результат налицо. Я считаю, что должна быть структура, которая была бы заказчиком медицинских услуг.
Кто защитит права украинских больных?
- И чем эта структура должна заниматься?
- Это будет защитник прав больных. Если потребитель сам может решить на базаре, нравится ему клубника или нет, то в медицине так не получится. Только квалифицированный медик может установить, правильно ли назначено лечение. Должны быть, как во всем мире, стандарты лечения. У нас же они существуют в виде рекомендаций, и никто не отвечает за их выполнение.
- Вообще, складывается впечатление, что у нас лечение назначают не врачи, а фармацевтические компании, которые активно продвигают свой товар через медиков ...
- К сожалению, так оно и есть. Сейчас целая проблема - назначение большого количества лекарств. А медики знают, что если пациент принимает более 7 препаратов, их реакция непредсказуема. В то же время врачи будто соревнуются в количестве назначенных лекарств. А чего от них ожидать, если две трети медицинских конференций оплачивают фармацевтические компании, которые берут на себя все расходы по их организации! На настоящие медицинские конференции нужно ехать за деньги. А людям с тисячогривневою зарплатой не по карману не только это, а также профессиональная литература.
При такой ситуации без заказчика медицинских услуг не обойтись. Это может быть страховая медицина, как в Америке, а может быть больничная касса, как в Германии, или независимый фонд, вроде нашего Пенсионного фонда. Эта структура лишнего не заплатит, отправит в той больнице, где человека лучше пролечат. Если больной в заведении не хочет идти, пусть руководитель учреждения думает, что нужно изменить. Простой пример: стоимость операций в больнице и поликлинике - разная. Зачем платить
5 тысяч за операцию в стационаре, если ее могут сделать за 100 гривен амбулаторно? Все это учитывать заказчик медуслуг, и деньги пойдут за пациентом.
И не надо изобретать велосипед - формы таких организаций опробованные в разных странах, и у нас. По моему мнению, лучшее для нас - больничные кассы. Они - некоммерческие, должны отдавать все средства, которые собирают. Неплохая модель - бюджетно-страховая медицина. Это когда удерживают заведения местные бюджеты - платят комуслуги и минимальную зарплату. А с отдельного фонда медицинского страхования финансируются медицинские технологии, оплачиваются услуги. Тогда врачи будут получать средства в зависимости от того, как работают - 800 гривен или в несколько раз больше.
Почему не хватает врачей
- Это может решить проблему небольших зарплат у врачей и кадровую?
- Объективно, у нас некоторые врачи и не зарабатывают больше, чем 800 гривен, потому что для них лишний пациент - это морока, ему за него больше не заплатят. Это ненормальная ситуация. Во-первых, нужно, чтобы появился стимул лечить, поскольку на нравственной мотивации специалисты долго работать не будут. Во-вторых, в нашей поликлинике хотят обслуживаться цели предприятия, а я им отказываю, потому обделит «своих» пациентов, на которых мне из бюджета выделяются средства. А так не должно быть. С другой стороны, неправильным является и так называемое "медицинское рабство", когда каждый специалист выполняет бесплатную работу - должен
10 пациентов принять, а принимает 30. Неудивительно, что выпускники медицинских вузов сейчас переучиваются на другие специальности, потому врачом в Украине быть невыгодно. На этом зарабатывают только отдельные счастливчики. В этом году в город на интернатуру должны прийти около 80 молодых специалистов, а пришли 15.
- Насколько нас информируют читатели, по районных специалистов вообще не хватает.
- Не только по районным. Директор департамента здравоохранения озвучил информацию, что вторая городская поликлиника Черкасс укомплектована семейными врачами, то терапевтами, на 70%, третья - на 46%, четвертая ("Фотоприладивська") - на 50%. Я уже не говорю об узких специалистов. Хватает педиатров, в окулистов и невропатологов - постоянные очереди. В районах еще хуже. Например, в Катеринопольский районе уже два года нет окулиста. Некоторые специальности "вымирают". Проблематично найти врача-рентгенолога, не хватает лаборантов. Во многих районах нет патологоанатомов, поэтому картину заболеваемости и смертности, которую подают статистики, полной и объективной считать сложно.
Реформаторы здравоохранения в наших больницах не работали и не лечились
- Будут учтены все эти проблемы отрасли при реформировании системы здравоохранения?
- Три области и Киев уже стали полигоном для ее испытания. Но реформирование предусматривает только изменение структуры здравоохранения. А без изменения принципов финансирования, как вы назовите заведение - поликлиника, амбулатория, центр первичной медпомощи, все останется по-старому. Какая разница, кто распределяет средства - областное управление или руководитель госпитального округа? Это перекройки административным способом системы учреждений. Мы уже проходили это администрирование, на лечебный процесс оно не повлияет. Больной как не был никому нужен, так и не будет.
- Мне кажется, для специалистов в области медицины это очевидно ...
- К сожалению, те, кто проводит сейчас эту реформу, в наших больницах не работали, а главное - не лечились. А то, о чем я рассказал, уже давно и подробно изложено, с учетом предложений украинских медиков, в одном из законопроектов в сфере здравоохранения. Нужна лишь политическая воля, чтобы он стал законом Украины.
- То есть, Вы считаете, что собственно систему здравоохранения перестраивать не нужно?
- Наоборот, ее надо сохранить. Наша система - система Семашко - одна из лучших в мире. На уровне районов - это переработанная старая земская медицина, которая вышла в свое время из реальных потребностей людей. Сейчас у нас неплохая ситуация - есть определенные средства, специалисты, помещения. Единственное, чего не хватает - это экономики на службе медицины. В каждой стране с системой здравоохранения свои проблемы. Не существует идеальной системы. Недовольные охраной здоровья населения и правительство в США. Не выдерживает финансовой нагрузки государственная система здравоохранения в Канаде. Наиболее затратной стала система Бисмарка в Германии. В Великобритании здравоохранение постепенно уходит от разрозненных амбулаторий общей практики в объединения врачей общей практики с узкими специалистами, что у нас называется поликлиникой.
Наверное, не стоит разрушать нашу систему, если другие к ней идут. Системы здравоохранения во всех странах постоянно развиваются, то, наверное, и нам нужно совершенствоваться без революционного разрушения.