Возникновение и дальнейшее развитие обязательного медицинского страхования и страховой медицины в Украине как системы достигает середины XIX века и просматривается через призму тогдашнего государственного устройства страны, когда в царской Россией 26 августа 1866 году в связи с наступлением эпидемии холеры было принято временное положение, согласно которому владельцы фабрик и заводов обязывались организовывать для своих работников больницы (из расчета 1 койка на 100 человек). Это и положило начало формированию так называемой фабрично-заводской медицины, в том числе в Украине.
Однако, выполнялось это положение неудовлетворительно. Так, в 80-х годах XIX столетия в семи украинских губерниях из девяти медицинской помощью было охвачено только 15% рабочих всех предприятий, которые получали ее в 130 небольших фабрично-заводских больницах.
Известно, что в конце XIX и начале XX века введение медицинского страхования как части системы социального страхования стало неотъемлемым требованием политического рабочего движения в Украине. Царское правительство после революционных событий 1905 года вынужден был начать разработку проекта закона о социальном страховании и одновременно, не дожидаясь принятия этих законов, позволил рабочим организовывать больничные кассы или сберегательные кассы обеспечения.
Вопросы социального страхования и оказания медицинской помощи людям, которые работали на предприятиях, были предметом неоднократных обсуждений на губернских, региональных и других съездах земских и фабричных врачей. Это говорит, как один из примеров, выступление врача Екатеринославской фабрично-заводской больнице имени А. Винокурова на 1-м Всероссийском съезде фабричных врачей и предпринимателей фабрично-заводской промышленности (Москва, 1909 г.) и его доклад на XII Пироговском с ' езде (1913 г.) "О судьбе рабочей медицины в связи с законом 23 июня 1912" О страховании рабочих ". Вопрос о врачебную помощь рабочим и больничные кассы было в центре внимания 2-го съезда фабричных и рудных врачей Екатеринославской губернии в 1908 году.
Принятый в 1912 году Государственной думой закон "О социальном страховании по болезни" стал результатом коллективной борьбы рабочих и прогрессивной общественности, в том числе и врачей. При всех его недостатках этот закон впервые в Российской империи, а следовательно и на территории Украины, придает понятию "больничные кассы" нормативную базу и утверждает устав об их деятельности.
Согласно положению о страховании, которое функционировало в Украине, источниками финансирования системы медицинского страхования, которое осуществлялось через больничные кассы, были преимущественно фонды социального страхования. Эти средства состояли из взносов промышленников, самих рабочих - членов больничных касс, на долю которых приходилось 60% всех расходов (в 1,5 раза больше дотации работодателям), а также за счет поступлений от страховых обществ. В Украине функционировали больничные кассы двух типов: заводские и объединены. Заводские кассы осуществляли выплату пособия по установленным случаям, организовывали представления бесплатной медицинской помощи рабочим, а также медицинской помощи их семьям. В 1913 году правительством предложенные дополнения в устав больничных касс, что давало им право организовывать больницы, амбулатории, санатории, аптеки. Взаимоотношения больничных касс с врачами строились в следующих формах: привлечение врачей-специалистов различных профессий на договорных началах или зачисления врача на постоянную работу.
С организацией больничных касс медицинская помощь работающим людям и членам их семей несколько улучшилась и стала для них доступнее.
Страховая медицина в таком варианте получила активный развитие в Украине, после Февральской революции 1917 года, что оказалось в распространении страхования практически во всех отраслях промышленности и охватило широкие слои населения. Произошло значительное увеличение числа больничных касс, одновременно мелкие сливались и возникали крупные страховые организации - объединенные больничные кассы. Особым отличием в деятельности последних стала значительно меньше, чем в заводских кассах, зависимость от предпринимателей.
Объединенные больничные кассы имели значительно большие уставные и резервные средства, организовывали представления амбулаторной и стационарной помощи, в том числе и больным в домашних условиях, экстренную медицинскую помощь в ночное время, обеспечивали постоянные дежурства медицинского персонала. Важным разделом их деятельности стало оказание медицинской помощи больным туберкулезом, в которую входило и санаторно-курортное лечение ".
Всего в дореволюционный период в Украине была создана собственная система страховой медицины. Однако после октябрьского переворота 1917 года за короткий период она почувствовала на себе его последствия, испытав как взлеты, так и падения. О признании роли больничных касс в организации медицинской помощи свидетельствует Декрет Совета Народных Комиссаров от 14 (27) ноября 1917 года "О бесплатной передаче больничным кассам лечебных учреждений, предприятий. Изменение структуры и подчиненности больничных касс превратила их в новые демократические медицинские учреждения, где средства на их содержание формировались только за счет взносов предпринимателей. Источниками финансирования для формирования средств больничных касс в соответствии с положением об обеспечении рабочих на случай болезни стали взносы участников медицинского страхования в размере от 1 до 2%, а при численности участников страхования менее 500 человек - 3 % от заработной платы и приплату владельцами предприятий в размере 2 / 3 от суммы взносов участников страхования.
Средства больничных касс, которые предназначались для оплаты за полученную медицинскую помощь, формировались как в оборотный, так и в резервный капитал. Оборотный капитал состоял из взносов и приплату, а также доходов с имущества кассы и случайных поступлений и направлялся на текущие расходы. Резервный капитал формировался из отчислений от суммы взносов и приплату в размере 5% и выполнял функцию резерва оборотных средств, а в случае их расходов направлялся на текущие мероприятия. Отчисления в резервный фонд приостанавливались, если они достигали суммы, равной сумме расходов кассы за последние 2 года, и восстанавливались при размерах, ниже этой суммы. В случае непокрытая текущих расходов оборотным капиталом правления больничной кассы имело право решить вопрос об увеличении величины страхового взноса или о сокращении расходов.
Декрет Совнаркома Украины "Положение о страховании по болезни" от 2 мая 1919 ввел страхование в виде денежной помощи на всех лиц, которые были заняты во всех отраслях народного хозяйства. Страхование осуществляли общегородские и окружные больничные кассы за счет взносов работодателей (10% от фонда заработной платы) и других поступлений.
Больничные кассы подавали бесплатную врачебную помощь рабочим в том числе лекарствами и перевязочными материалами. Однако руководители здравоохранения страны того времени пришли к выводу о недопустимости параллельного существования двух медицин - страховой и государственной. Принятое по их предложению "Положение о социальном обеспечении трудящихся" от 31 октября 1918 года, а затем постановление Совнаркома "О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному комиссариату здравоохранения" (1919 г.) послужили основой для огосударствления страховых организаций и ликвидации больничных касс.
Система: страховой медицины, сформировавшуюся тогда, не вписалась в общую систему государственного здравоохранения с ее основными принципами в условиях нового общественно-политического строя, не получила поддержки со стороны государства, и на начало 1921 года в Украине было полностью ликвидировано больничные кассы .
Начало второго этапа развития страховой медицины в Украине связан с переходом страны в марте 1921 года к НЭПу, что для здравоохранения стало отходом от бюджетной системы финансирования и повлекло передачу медицинских учреждений на финансирование местных бюджетов с последующим резким сокращением финансирования и внедрения частичной оплаты за полученную медицинскую помощь.
Хотя НЭП в целом и создал благоприятные условия для восстановления принципов страховой медицины, в Украине на то время они были использованы лишь частично и оказались в создании рабочей медицины (робмед) - медицины для оказания медицинской помощи ограниченном контингенте работающих. В результате этого в Украине была создана уникальная система рабочей медицины.
Основную роль здесь сыграл Декрет Совнаркома Украины от 10 декабря 1921 года "Основное положение о социальном обеспечении рабочих и служащих на случай временной и постоянной утраты трудоспособности и членов их семей на случай болезни кормильца". В соответствии с декретом страхованию подлежали рабочие промышленных предприятий, а также работники, занятые в сельском хозяйстве и находились в подчинении промышленных предприятий. Наряду с пособием по временной нетрудоспособности, беременности, родам и т.д. декрет предусматривал представление бесплатной медицинской помощи застрахованным в амбулатории, стационаре и домашних условиях, а также бесплатное обеспечение лекарствами, бандажами, очками и стоматологическое протезирование. Предполагалось также прикрепление согласно договору медицинских учреждений рабочей медицины до промышленных предприятий для оказания медицинской помощи рабочим и служащим. Эти учреждения обслуживали и незастрахованные населения, которому предоставлялось соответственно 10% объема стационарной и 20% - амбулаторной медицинской помощи.
Управление медицинской помощью рабочим в структуре Наркомздрава, здоровья Украины осуществлял отдел рабочей медицины, а в губздороввидилах - подотделы рабочей медицины. Однако охрана здоровья работников зависела от трех ведомств: заведений Наркомтруда, органов социального страхования, а в организациях (учреждениях) рабочей медицины - от системы Наркомздрава. Для согласования их деятельности на местах создавались губернские страховые совета, а в центре - Украинская страховая совет. 3 целью организации для рабочих специализированных видов медицинской помощи, что отсутствовали на местах, при центральном робмеди Наркомздрава Украины в 1923 году было создано лечебное бюро, а в 1926 году Наркомат здравоохранения Украины принял решение о создании аппарата раб меда в 36 округах из 41.
Взносы работодателей в бюджет социального страхования составили 28%. Кроме этого, в бюджет на здравоохранение предприятия и учреждения отчисляли 5,5-7% от фонда заработной платы в зависимости от установленных в 1919 году Наркомтруда восьми разделов (классов) вредности. В структуре бюджета социального страхования был и так называемый фонд "Г" - страховой фонд врачебной помощи, или страховой лечебный фонд. При этом он рассматривался как дотационный в государственный бюджет и давал возможность иметь гарантированные дополнительные средства для улучшения медицинского обслуживания рабочих и их семей. Главное назначение страховой фонд (85% ассигнований) - создание основного фонда врачебной помощи для расходов на местах органами Наркомата. Из остаточной части фонда 10% передавалось Наркомздрава для создания запасного фонда врачебной помощи, а 5% - Наркомсоцзабезу, который через свои органы управления на местах снимал с предприятий, учреждений, хозяев и отдельных граждан налоги для Нарком-здоровье, предназначавшиеся для лечения застрахованных.
В отличие от других республик, рабочая медицина в Украине получила значительное развитие, ее сеть была тесно связана с работающими через страховые кассы, фабричные и заводские комитеты, представители которых входили в состав административно-хозяйственных комиссий при поликлиниках - основном звене рабочей медицины. Число рабочих поликлиник в Украине выросло с 54 (на момент их создания) до 101 в 1923 году.
Систему рабочей медицины Украины, которая активно использовала принципы страховой медицины и элементы рыночных отношений, постигла, как и сама система страховой медицины, очередная неудача. В 1927 году согласно постановлению правительства об утверждении принципа государственного здравоохранения она была упразднена, а ее заведения передано Наркомздрава. С тех пор в. Украина началось функционирование государственной системы здравоохранения с централизованной формой управления, характерным признаком которой стало монопольное владение предоставлением медицинских услуг и финансирование по остаточному принципу.
Медицинское обеспечение населения по страховым принципам на землях Западной Украины осуществлялось в соответствии с действующими законами стран, господствовавшие в то время на этих территориях. Венгрия, владевшей землями нынешнего Закарпатья, в 1867 году добилась в составе Австро-Венгерской монархии политического дуализма, что позволило ввести внутреннее самоуправление в стране. И это способствовало модернизации различных сфер общественной жизни, в том числе и системы здравоохранения.
Следовательно, ретроспективный анализ исторических данных показывает, что страховая медицина как система, а также ее отдельные составляющие конце XIX - начале XX века уже дважды "посещали" Украина, то есть на ее нынешних территориях определенное время уже существовали различные формы оказания медицинской помощи на страховых принципах . Изучение, осознание и использование собственного опыта в период реформирования государственной системы здравоохранения позволит внедрить в практическую деятельность медицинского обеспечения организационную и управленческую форму медицинского страхования и сформировать многоукладность в системе здравоохранения Украины, что сегодня особенно актуально.
Однако, выполнялось это положение неудовлетворительно. Так, в 80-х годах XIX столетия в семи украинских губерниях из девяти медицинской помощью было охвачено только 15% рабочих всех предприятий, которые получали ее в 130 небольших фабрично-заводских больницах.
Известно, что в конце XIX и начале XX века введение медицинского страхования как части системы социального страхования стало неотъемлемым требованием политического рабочего движения в Украине. Царское правительство после революционных событий 1905 года вынужден был начать разработку проекта закона о социальном страховании и одновременно, не дожидаясь принятия этих законов, позволил рабочим организовывать больничные кассы или сберегательные кассы обеспечения.
Вопросы социального страхования и оказания медицинской помощи людям, которые работали на предприятиях, были предметом неоднократных обсуждений на губернских, региональных и других съездах земских и фабричных врачей. Это говорит, как один из примеров, выступление врача Екатеринославской фабрично-заводской больнице имени А. Винокурова на 1-м Всероссийском съезде фабричных врачей и предпринимателей фабрично-заводской промышленности (Москва, 1909 г.) и его доклад на XII Пироговском с ' езде (1913 г.) "О судьбе рабочей медицины в связи с законом 23 июня 1912" О страховании рабочих ". Вопрос о врачебную помощь рабочим и больничные кассы было в центре внимания 2-го съезда фабричных и рудных врачей Екатеринославской губернии в 1908 году.
Принятый в 1912 году Государственной думой закон "О социальном страховании по болезни" стал результатом коллективной борьбы рабочих и прогрессивной общественности, в том числе и врачей. При всех его недостатках этот закон впервые в Российской империи, а следовательно и на территории Украины, придает понятию "больничные кассы" нормативную базу и утверждает устав об их деятельности.
Согласно положению о страховании, которое функционировало в Украине, источниками финансирования системы медицинского страхования, которое осуществлялось через больничные кассы, были преимущественно фонды социального страхования. Эти средства состояли из взносов промышленников, самих рабочих - членов больничных касс, на долю которых приходилось 60% всех расходов (в 1,5 раза больше дотации работодателям), а также за счет поступлений от страховых обществ. В Украине функционировали больничные кассы двух типов: заводские и объединены. Заводские кассы осуществляли выплату пособия по установленным случаям, организовывали представления бесплатной медицинской помощи рабочим, а также медицинской помощи их семьям. В 1913 году правительством предложенные дополнения в устав больничных касс, что давало им право организовывать больницы, амбулатории, санатории, аптеки. Взаимоотношения больничных касс с врачами строились в следующих формах: привлечение врачей-специалистов различных профессий на договорных началах или зачисления врача на постоянную работу.
С организацией больничных касс медицинская помощь работающим людям и членам их семей несколько улучшилась и стала для них доступнее.
Страховая медицина в таком варианте получила активный развитие в Украине, после Февральской революции 1917 года, что оказалось в распространении страхования практически во всех отраслях промышленности и охватило широкие слои населения. Произошло значительное увеличение числа больничных касс, одновременно мелкие сливались и возникали крупные страховые организации - объединенные больничные кассы. Особым отличием в деятельности последних стала значительно меньше, чем в заводских кассах, зависимость от предпринимателей.
Объединенные больничные кассы имели значительно большие уставные и резервные средства, организовывали представления амбулаторной и стационарной помощи, в том числе и больным в домашних условиях, экстренную медицинскую помощь в ночное время, обеспечивали постоянные дежурства медицинского персонала. Важным разделом их деятельности стало оказание медицинской помощи больным туберкулезом, в которую входило и санаторно-курортное лечение ".
Всего в дореволюционный период в Украине была создана собственная система страховой медицины. Однако после октябрьского переворота 1917 года за короткий период она почувствовала на себе его последствия, испытав как взлеты, так и падения. О признании роли больничных касс в организации медицинской помощи свидетельствует Декрет Совета Народных Комиссаров от 14 (27) ноября 1917 года "О бесплатной передаче больничным кассам лечебных учреждений, предприятий. Изменение структуры и подчиненности больничных касс превратила их в новые демократические медицинские учреждения, где средства на их содержание формировались только за счет взносов предпринимателей. Источниками финансирования для формирования средств больничных касс в соответствии с положением об обеспечении рабочих на случай болезни стали взносы участников медицинского страхования в размере от 1 до 2%, а при численности участников страхования менее 500 человек - 3 % от заработной платы и приплату владельцами предприятий в размере 2 / 3 от суммы взносов участников страхования.
Средства больничных касс, которые предназначались для оплаты за полученную медицинскую помощь, формировались как в оборотный, так и в резервный капитал. Оборотный капитал состоял из взносов и приплату, а также доходов с имущества кассы и случайных поступлений и направлялся на текущие расходы. Резервный капитал формировался из отчислений от суммы взносов и приплату в размере 5% и выполнял функцию резерва оборотных средств, а в случае их расходов направлялся на текущие мероприятия. Отчисления в резервный фонд приостанавливались, если они достигали суммы, равной сумме расходов кассы за последние 2 года, и восстанавливались при размерах, ниже этой суммы. В случае непокрытая текущих расходов оборотным капиталом правления больничной кассы имело право решить вопрос об увеличении величины страхового взноса или о сокращении расходов.
Декрет Совнаркома Украины "Положение о страховании по болезни" от 2 мая 1919 ввел страхование в виде денежной помощи на всех лиц, которые были заняты во всех отраслях народного хозяйства. Страхование осуществляли общегородские и окружные больничные кассы за счет взносов работодателей (10% от фонда заработной платы) и других поступлений.
Больничные кассы подавали бесплатную врачебную помощь рабочим в том числе лекарствами и перевязочными материалами. Однако руководители здравоохранения страны того времени пришли к выводу о недопустимости параллельного существования двух медицин - страховой и государственной. Принятое по их предложению "Положение о социальном обеспечении трудящихся" от 31 октября 1918 года, а затем постановление Совнаркома "О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному комиссариату здравоохранения" (1919 г.) послужили основой для огосударствления страховых организаций и ликвидации больничных касс.
Система: страховой медицины, сформировавшуюся тогда, не вписалась в общую систему государственного здравоохранения с ее основными принципами в условиях нового общественно-политического строя, не получила поддержки со стороны государства, и на начало 1921 года в Украине было полностью ликвидировано больничные кассы .
Начало второго этапа развития страховой медицины в Украине связан с переходом страны в марте 1921 года к НЭПу, что для здравоохранения стало отходом от бюджетной системы финансирования и повлекло передачу медицинских учреждений на финансирование местных бюджетов с последующим резким сокращением финансирования и внедрения частичной оплаты за полученную медицинскую помощь.
Хотя НЭП в целом и создал благоприятные условия для восстановления принципов страховой медицины, в Украине на то время они были использованы лишь частично и оказались в создании рабочей медицины (робмед) - медицины для оказания медицинской помощи ограниченном контингенте работающих. В результате этого в Украине была создана уникальная система рабочей медицины.
Основную роль здесь сыграл Декрет Совнаркома Украины от 10 декабря 1921 года "Основное положение о социальном обеспечении рабочих и служащих на случай временной и постоянной утраты трудоспособности и членов их семей на случай болезни кормильца". В соответствии с декретом страхованию подлежали рабочие промышленных предприятий, а также работники, занятые в сельском хозяйстве и находились в подчинении промышленных предприятий. Наряду с пособием по временной нетрудоспособности, беременности, родам и т.д. декрет предусматривал представление бесплатной медицинской помощи застрахованным в амбулатории, стационаре и домашних условиях, а также бесплатное обеспечение лекарствами, бандажами, очками и стоматологическое протезирование. Предполагалось также прикрепление согласно договору медицинских учреждений рабочей медицины до промышленных предприятий для оказания медицинской помощи рабочим и служащим. Эти учреждения обслуживали и незастрахованные населения, которому предоставлялось соответственно 10% объема стационарной и 20% - амбулаторной медицинской помощи.
Управление медицинской помощью рабочим в структуре Наркомздрава, здоровья Украины осуществлял отдел рабочей медицины, а в губздороввидилах - подотделы рабочей медицины. Однако охрана здоровья работников зависела от трех ведомств: заведений Наркомтруда, органов социального страхования, а в организациях (учреждениях) рабочей медицины - от системы Наркомздрава. Для согласования их деятельности на местах создавались губернские страховые совета, а в центре - Украинская страховая совет. 3 целью организации для рабочих специализированных видов медицинской помощи, что отсутствовали на местах, при центральном робмеди Наркомздрава Украины в 1923 году было создано лечебное бюро, а в 1926 году Наркомат здравоохранения Украины принял решение о создании аппарата раб меда в 36 округах из 41.
Взносы работодателей в бюджет социального страхования составили 28%. Кроме этого, в бюджет на здравоохранение предприятия и учреждения отчисляли 5,5-7% от фонда заработной платы в зависимости от установленных в 1919 году Наркомтруда восьми разделов (классов) вредности. В структуре бюджета социального страхования был и так называемый фонд "Г" - страховой фонд врачебной помощи, или страховой лечебный фонд. При этом он рассматривался как дотационный в государственный бюджет и давал возможность иметь гарантированные дополнительные средства для улучшения медицинского обслуживания рабочих и их семей. Главное назначение страховой фонд (85% ассигнований) - создание основного фонда врачебной помощи для расходов на местах органами Наркомата. Из остаточной части фонда 10% передавалось Наркомздрава для создания запасного фонда врачебной помощи, а 5% - Наркомсоцзабезу, который через свои органы управления на местах снимал с предприятий, учреждений, хозяев и отдельных граждан налоги для Нарком-здоровье, предназначавшиеся для лечения застрахованных.
В отличие от других республик, рабочая медицина в Украине получила значительное развитие, ее сеть была тесно связана с работающими через страховые кассы, фабричные и заводские комитеты, представители которых входили в состав административно-хозяйственных комиссий при поликлиниках - основном звене рабочей медицины. Число рабочих поликлиник в Украине выросло с 54 (на момент их создания) до 101 в 1923 году.
Систему рабочей медицины Украины, которая активно использовала принципы страховой медицины и элементы рыночных отношений, постигла, как и сама система страховой медицины, очередная неудача. В 1927 году согласно постановлению правительства об утверждении принципа государственного здравоохранения она была упразднена, а ее заведения передано Наркомздрава. С тех пор в. Украина началось функционирование государственной системы здравоохранения с централизованной формой управления, характерным признаком которой стало монопольное владение предоставлением медицинских услуг и финансирование по остаточному принципу.
Медицинское обеспечение населения по страховым принципам на землях Западной Украины осуществлялось в соответствии с действующими законами стран, господствовавшие в то время на этих территориях. Венгрия, владевшей землями нынешнего Закарпатья, в 1867 году добилась в составе Австро-Венгерской монархии политического дуализма, что позволило ввести внутреннее самоуправление в стране. И это способствовало модернизации различных сфер общественной жизни, в том числе и системы здравоохранения.
Следовательно, ретроспективный анализ исторических данных показывает, что страховая медицина как система, а также ее отдельные составляющие конце XIX - начале XX века уже дважды "посещали" Украина, то есть на ее нынешних территориях определенное время уже существовали различные формы оказания медицинской помощи на страховых принципах . Изучение, осознание и использование собственного опыта в период реформирования государственной системы здравоохранения позволит внедрить в практическую деятельность медицинского обеспечения организационную и управленческую форму медицинского страхования и сформировать многоукладность в системе здравоохранения Украины, что сегодня особенно актуально.