Реформы здравоохранения в странах Центральной и Восточной Европы (КЦСЕ) были необходимыми, поскольку состояние здоровья населения в этих странах в 60-х, 90-х годов был намного хуже, чем в других странах Европы .. Низкий уровень здоровья населения КЦСЕ, по мнению экспертов, объясняется неудовлетворительным уровнем социально-экономических условий, загрязненностью окружающей среды, отсутствием эффективной профилактики и неудовлетворительным качеством медицинского обслуживания. Особо подчеркивается недостаточное финансирование здравоохранения, которое в бывших социалистических странах рассматривалось как непроизводственная сфера и финансировалось по остаточному принципу. Число медицинских учреждений, больничных коек и медицинского персонала было впечатляющим, при этом имела место значительная недостаточность медикаментов, материалов и оборудования. Управление характеризовалось громоздкостью и неэффективностью. Эксперты ВОЗ указывают на ряд проблем управления здравоохранением. Это вертикальные линии команды и контроля при отсутствии горизонтальной интеграции; перегрузки на приеме специалистов за счет больных, направляемых к ним врачами первичной медико-санитарной помощи; плохое управление медицинскими учреждениями и неосведомленность администраторов в вопросах соотношения затрат и полученных доходов; отсутствие у очень многих медицинских работников должной мотивации и стимулов к улучшению качества работы; недостаточная и не всегда адекватна образование, низкие престиж и оплата труда медицинских работников, которые подрывают их моральные устои. Число врачей и больничных коек на 1000 населения в КЦСЕ в 1,5-6 раз превышает средние показатели в группе развитых стран с таким же уровнем национального дохода. Обеспеченность населения врачами и койками в КЦСЕ обычно выше, чем даже в государствах с развитой рыночной экономикой, в то время как в последних значительно выше расходы на здравоохранение в расчете на одного человека. В результате большая часть расходов КЦСЕ на здравоохранение идет на зарплату врачам, которая за экономической ситуации в большинстве этих стран все равно остается нищенской, а на современное материальное обеспечение медицинских учреждений средств не хватает, от чего страдает качество медицинской помощи. Проведенные с помощью ВОЗ в Европейском регионе исследования показали, что наибольшее недовольство у граждан этих стран - недовольство системой первичной медико-санитарной помощи (особенно в странах бывшего СССР). Реформы здравоохранения в КЦСЕ направлены на достижение общей доступности всех видов медицинской помощи, повышения эффективности здравоохранения, укрепления межсекторального взаимодействия с широким участием населения, обеспечение возможности выбора, сдерживание роста расходов и повышение качества медицинского обслуживания. Достижение этих целей связывают с приватизацией, децентрализацией, введением медицинского страхования, отходом от чрезмерной специализации и введением оплаты по результатам работы. Для успешного осуществления реформ системы здравоохранения необходима, по мнению международных экспертов, разработка трех направлений политики в области здравоохранения: улучшение состояния здоровья населения путем повышения уровня жизни и улучшение условий окружающей среды; улучшение работы механизмов эффективного ассигнования и распределения ресурсов путем четкой постановки задач, повышение эффективности работы по ограничению риска и сдерживанию расходов; совершенствование медико-санитарного законодательства, подготовки и переподготовки медицинского персонала, совершенствование структуры и функций медицинских учреждений.
Среди всех задач реформы системы здравоохранения в странах Центральной и Восточной Европы - реформа финансирования занимает главное место. Необходимое условие для успешного введения и функционирования системы медицинского страхования - сильная экономика. Негативное экономическое положение, высокая инфляция, снижение реальных доходов и жизненных стандартов населения создают угрозу для успеха реформ. Страховые фонды испытывают финансовые трудности из-за банкротства, рост безработицы, тяжелое состояние предприятий, которые не могут платить страховые взносы. Теневая экономика скрывает реальные размеры прибыли и зарплаты, чтобы как можно меньше платить налогов. Также отмечено, что эффективность работы системы медицинского страхования КЦСЕ мешает ослабление государственного контроля. Слабое правительственное регулирование деятельности страховых учреждений и частной медицины способствует неэффективности, финансовому мошенничеству, отбора для страхования с наименьшими факторами риска и другим негативным проявлениям. К ослаблению контроля приводит не только отсутствие специальной правительственной структуры для регулирования деятельности новых страховых организаций и частной медицинской практики, но и недостаток опыта по организации необходимых для такого контроля информационных систем и технической экспертизы. Важность оценки результатов реформирования здравоохранения и четкого контроля со стороны государства за ходом реформ подчеркнута и в Люблянской хартии, принятой на конференции ВОЗ по проблемам европейских реформ здравоохранения в июне 1996 г. Во всех развитых и во все большем числе экономически менее развитых стран государство активно вмешивается в регулирование оказания медицинской помощи населению. Пилипцевич Н.Н. и соавт. (2000) достаточно обоснованно утверждают, что "только государство способно гарантировать социальную справедливость и социальную защиту, контролировать и регулировать расходы лучше, чем" рыночные силы ". Переход к медицинскому страхованию и внедрения элементов рыночных отношений в ряде случаев негативно сказываются на осуществлении основных принципов стратегии ВОЗ "Здоровье для всех к 2000 г.", в частности на принципе доступности медицинской помощи. Особенно наглядно это проявляется в таких странах, как Венгрия и. Чешская Республика. Так, законодательство Венгрии по вопросам обязательного медицинского страхования предусматривает, что все граждане имеют право не на получение медицинской помощи, а на медицинское страхование. Однако чтобы осуществить это право и стать застрахованным или пользоваться услугами частной медицины, нужно иметь работу и / или соответствующие средства. В результате, некоторая часть населения оказывается отрезанной от системы медицинского страхования и не имеет доступа к медицинской помощи.
Scheffler R.., Duitch F. (2000) подведены итоги 10-летнего периода реформирования в секторе здравоохранения Чехии, а именно перехода от советской системы финансирования и обеспечения медицинского обслуживания в условиях централизованной командно-административной системы к децентрализованной, ориентированной на рыночные отношения системы обязательного медицинского страхования и уплаты гонорара за обслуживание. Реформы для достижения солидарности, децентрализации и приватизации проводились по трем главным принципам: обязательное медицинское страхование для всех граждан, финансируемой национальным фондом - медицинское страхование, в которое правительство и наемные работники и работодатели делают взносы; медицинское страхование в частном секторе для создания и содействие конкуренции бесприбыльным заведениям; поддержка перехода врачей и других медицинских работников к частной практики и перевода некоторых госпиталей под децентрализованную частную юрисдикцию. За период реформ расходы на здравоохранение росли в быстром темпе. Доходы врачей утроились, медсестер - удвоились. Одновременно выросли и цены на медицинское обслуживание. Правительство замедлил ход приватизации для создания реальной конкуренции среди провайдеров медицинской помощи, для создания одновременно дееспособного механизма контроля за ценами и улучшения качества обслуживания. Специалистами сделан главный вывод из уроков приватизационного процесса в здравоохранения Чехии - в следующее десятилетие, при условиях стабилизации экономики в стране, приватизация останется основным путем реформирования отрасли. Серьезным недостатком реформ во всех странах Центральной и Восточной Европы является необоснованная вера в магическое действие медицинского страхования, приватизации, конкуренции и децентрализации, а также излишняя приверженность моделям здравоохранения западных стран без учета недостатков этих моделей и специфики условий, в которых они развивались на мероприятии. Поскольку в полной мере использовать все современные достижения медицины и техники в здравоохранении не по карману даже самым богатым странам мира, эксперты ВОЗ считают, что важно установить приоритеты, которые позволят получить наибольший эффект при реально осуществленных расходах. К таким приоритетам относятся профилактические мероприятия, включающие иммунизацию и уменьшения риска инвалидности и преждевременной смерти, а также охрана здоровья матери и ребенка. Наиболее быстрые положительные результаты могут быть получены в таких областях, как охрана материнства и детства и планирования семьи. Именно они могут стать стартовыми площадками для реформ в КЦСЕ. При обеспечении населения службами здравоохранения рекомендуется проводить их строгий отбор по следующим 4 критериям: оказание необходимой помощи, эффективность, действенность и ответственность. Службы, не соответствующие этим критериям, предлагается закрыть или перепрофилировать. Эти меры могут способствовать и уменьшению неоправданно большого количества больничных коек и врачей, особенно специалистов узкого профиля [Пилипцевич Н.Н. и др., 2000]. Учитывая, что уровень суммарных расходов на здравоохранение в Украине и других странах социалистического лагеря, по-прежнему не достигает того, что рекомендуется ВОЗ (минимум 5% ВНП), становится понятной утопичность стремления в сфере медицинской помощи "обеспечить всем все бесплатно ". В этих странах возникает серьезная проблема о внедрении принципа адресности социальной помощи [Гурдус В.О., Айвазова М.В, 2001].
Опыт стран мира и динамика состояния здравоохранения в странах СНГ позволяет выделить базовые элементы, на которых следует сконцентрировать внимание при трансформации системы медицинской помощи. Прежде всего, это переход на пути эффективного использования имеющихся ресурсов. Технологические схемы реализации этих стратегий должны опираться с одной стороны на четкие механизмы государственного регулирования при определении и размещении среди лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) госзаказа в системе медико-санитарного обслуживания, а с другой, должны учитывать интересы населения как по объемам, так и в части обеспечения качества медицинских услуг. Именно внедрение гарантированного минимума медицинских услуг и внедрение контрактной схемы распределения госзаказа среди лечебных учреждений может обеспечить социальные гарантии в сфере здравоохранения. На взгляд российских специалистов [Андреева О.В., Кравченко Н.А., 2001], система ОМС является эффективной и экономичной. Так, поступления от штрафных санкций за неуплату страховых взносов в Российской Федерации (РФ) превышают расходы системы ОМС на свое содержание. За 7 лет реализации Закона о медицинском страховании в РФ доходы от взимания штрафов, пени с плательщиков, проценты от депозита временно свободных средств и прочие поступления составили более 16,0 млрд. рублей. Собственные расходы системы: содержание территориальных фондов и ведение дела в страховых медицинских организациях составили чуть более 50% этих средств. Другие были направлены в здравоохранение наряду со страховыми взносами налогоплательщиков. Однако наряду с положительными оценками роли ОМС в реформировании здравоохранения есть проблемы, с которыми встретилась система, пытаясь обеспечить единство правового регулирования медицинского страхования в субъектах Российской Федерации.
На начало 2000 года одной из приоритетных проблем стало обеспечение всесторонней реализации всех стержневых позиций Закона о медицинском страховании в каждом субъекте Российской Федерации. Система ОМС функционирует на территории всех субъектов Российской Федерации, однако в ряде регионов замечаются значительные отклонения в реализации Закона и она функционирует на экономико-правовых механизмах, существенно отличных от Федерального закона. До сегодняшнего дня в некоторых регионах управления здравоохранением носит преимущественно командно-административный характер, что игнорирует реальные экономические закономерности. Преодоление правового нигилизма и приведения нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральной политикой построения правового государства является сегодня приоритетным направлениям. Большинство проблем развития системы ОМС в России тесно связана с развитием социально-экономической ситуации в стране. Одна из основных проблем - финансовый дефицит и значительная дифференциация финансовой обеспеченности населения в субъектах РФ. Финансовый дефицит отражает ситуацию, объективно сложилась, когда потребность в финансировании медицинской помощи перекрывает реальные финансовые возможности. Основными причинами финансового дефицита являются: - Жесточайшая платежный кризис в государстве, которое, несмотря на все усилия фондов по сбору средств для оплаты медицинской помощи и достаточно высокий показатель уровня сбора страховых взносов (98%), привела к образованию значительной задолженности плательщиков страховых взносов; - Низкий тариф страховых взносов работодателей (3,6%) и отсутствие законодательной основы по уплате на неработающих граждан не обеспечивают покрытие всех расходов на медицинскую помощь по системе ОМС; - Невыполнение Закона о медицинском страховании администрациями субъектов Российской Федерации в части платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан; - Обвал бюджетного финансирования системы здравоохранения в 1998-1999 годах привел к тому, что финансовые средства системы ОМС превратились из дополняющих бюджет, как это планировалось изначально, в средства, которые заменяют бюджет. Таким образом, система ОМС приняла на себя ответственность за финансовое обеспечение системы здравоохранения, даже в той ее части, которая не предусматривалась Законом о медицинском страховании. Именно это порождало на первых этапах негативное отношение медицинской общественности к введению медицинского страхования. Однако сейчас это отношение совершенно изменилось и учреждения здравоохранения уже не представляют себя без участия в системе ОМС. Известно, что с внедрением системы ОМС финансируется не сеть, а выполненный объем медицинской помощи. Итак, по мнению многих специалистов, другим должен стать и характер распределения этих средств в конкретных учреждениях.
Необходимость реформы системы оплаты работников здравоохранения сегодня является краеугольным камнем обеспечения эффективности отрасли и требует безотлагательного решения. Однако ее нужно рассматривать шире, в контексте изменения подходов и принципов финансирования здравоохранения в целом на основе нормативов финансирования здравоохранения на душу населения, что определено Программой государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью и "Основными направлениями социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу ". Дальнейшее развитие системы медицинского страхования в РФ (до 2010 года) будет проходить совместно с: · Обеспечением приемлемых жизненных стандартов для всех категорий населения; · Стабилизацией развития социальной сферы; · Содействии проведению политики социально-экономического развития регионов; · Обеспечением единства государственной финансовой политики; · Безусловным соблюдением федерального законодательства; · Реформированием механизмов финансовой помощи субъектам Российской Федерации; · Усилением роли государственных органов в регулировании инвестиционных программ и финансовых потоков в соответствии с действующим законодательством [Андреева О.В., Кравченко Н.А., 2001].
Переплетчиков Л. (2000) раскрывает основные тенденции реформы латвийской здравоохранения, которая началась в 1993 году. Ее основной принцип - централизация всех финансовых ресурсов и децентрализация мер в самой отрасли. Половина денежных средств в здравоохранении - это налоги с населения, вторая часть поступает из госбюджета. И работающее, и неработающее население застраховано. Здоровый платит за больного, работающий - за того, кто не может работать. При этом бюджетные средства "уходят" за пациентом. Больной сам выбирает медицинское учреждение, где он будет лечиться, и туда поступают средства. В Латвии все формы медицинской деятельности равны в правах и могут претендовать на получение заказа на лечение пациента. Из государственных программ остались только программы по медицине катастроф, переливанию крови и донорству, банка тканей для трансплантаций, проблемам психиатрии и принудительного лечения. В амбулаторной звене в стране идет переход в институт семейных врачей. Их в Латвии уже примерно 1200. В большинстве случаев это частные врачи, имеющие свои оборудованные кабинеты, получившие контракт на обслуживание. Идет запись пациентов, затем поступают средства. Подсчитано, что семейные врачи могут нормально работать и существовать, если к ним записались 1500 человек. Ряды семейных врачей пополняют прошедшие соответствующую подготовку и сертификацию терапевта педиатры и, частично, гинекологи.
Среди всех задач реформы системы здравоохранения в странах Центральной и Восточной Европы - реформа финансирования занимает главное место. Необходимое условие для успешного введения и функционирования системы медицинского страхования - сильная экономика. Негативное экономическое положение, высокая инфляция, снижение реальных доходов и жизненных стандартов населения создают угрозу для успеха реформ. Страховые фонды испытывают финансовые трудности из-за банкротства, рост безработицы, тяжелое состояние предприятий, которые не могут платить страховые взносы. Теневая экономика скрывает реальные размеры прибыли и зарплаты, чтобы как можно меньше платить налогов. Также отмечено, что эффективность работы системы медицинского страхования КЦСЕ мешает ослабление государственного контроля. Слабое правительственное регулирование деятельности страховых учреждений и частной медицины способствует неэффективности, финансовому мошенничеству, отбора для страхования с наименьшими факторами риска и другим негативным проявлениям. К ослаблению контроля приводит не только отсутствие специальной правительственной структуры для регулирования деятельности новых страховых организаций и частной медицинской практики, но и недостаток опыта по организации необходимых для такого контроля информационных систем и технической экспертизы. Важность оценки результатов реформирования здравоохранения и четкого контроля со стороны государства за ходом реформ подчеркнута и в Люблянской хартии, принятой на конференции ВОЗ по проблемам европейских реформ здравоохранения в июне 1996 г. Во всех развитых и во все большем числе экономически менее развитых стран государство активно вмешивается в регулирование оказания медицинской помощи населению. Пилипцевич Н.Н. и соавт. (2000) достаточно обоснованно утверждают, что "только государство способно гарантировать социальную справедливость и социальную защиту, контролировать и регулировать расходы лучше, чем" рыночные силы ". Переход к медицинскому страхованию и внедрения элементов рыночных отношений в ряде случаев негативно сказываются на осуществлении основных принципов стратегии ВОЗ "Здоровье для всех к 2000 г.", в частности на принципе доступности медицинской помощи. Особенно наглядно это проявляется в таких странах, как Венгрия и. Чешская Республика. Так, законодательство Венгрии по вопросам обязательного медицинского страхования предусматривает, что все граждане имеют право не на получение медицинской помощи, а на медицинское страхование. Однако чтобы осуществить это право и стать застрахованным или пользоваться услугами частной медицины, нужно иметь работу и / или соответствующие средства. В результате, некоторая часть населения оказывается отрезанной от системы медицинского страхования и не имеет доступа к медицинской помощи.
Scheffler R.., Duitch F. (2000) подведены итоги 10-летнего периода реформирования в секторе здравоохранения Чехии, а именно перехода от советской системы финансирования и обеспечения медицинского обслуживания в условиях централизованной командно-административной системы к децентрализованной, ориентированной на рыночные отношения системы обязательного медицинского страхования и уплаты гонорара за обслуживание. Реформы для достижения солидарности, децентрализации и приватизации проводились по трем главным принципам: обязательное медицинское страхование для всех граждан, финансируемой национальным фондом - медицинское страхование, в которое правительство и наемные работники и работодатели делают взносы; медицинское страхование в частном секторе для создания и содействие конкуренции бесприбыльным заведениям; поддержка перехода врачей и других медицинских работников к частной практики и перевода некоторых госпиталей под децентрализованную частную юрисдикцию. За период реформ расходы на здравоохранение росли в быстром темпе. Доходы врачей утроились, медсестер - удвоились. Одновременно выросли и цены на медицинское обслуживание. Правительство замедлил ход приватизации для создания реальной конкуренции среди провайдеров медицинской помощи, для создания одновременно дееспособного механизма контроля за ценами и улучшения качества обслуживания. Специалистами сделан главный вывод из уроков приватизационного процесса в здравоохранения Чехии - в следующее десятилетие, при условиях стабилизации экономики в стране, приватизация останется основным путем реформирования отрасли. Серьезным недостатком реформ во всех странах Центральной и Восточной Европы является необоснованная вера в магическое действие медицинского страхования, приватизации, конкуренции и децентрализации, а также излишняя приверженность моделям здравоохранения западных стран без учета недостатков этих моделей и специфики условий, в которых они развивались на мероприятии. Поскольку в полной мере использовать все современные достижения медицины и техники в здравоохранении не по карману даже самым богатым странам мира, эксперты ВОЗ считают, что важно установить приоритеты, которые позволят получить наибольший эффект при реально осуществленных расходах. К таким приоритетам относятся профилактические мероприятия, включающие иммунизацию и уменьшения риска инвалидности и преждевременной смерти, а также охрана здоровья матери и ребенка. Наиболее быстрые положительные результаты могут быть получены в таких областях, как охрана материнства и детства и планирования семьи. Именно они могут стать стартовыми площадками для реформ в КЦСЕ. При обеспечении населения службами здравоохранения рекомендуется проводить их строгий отбор по следующим 4 критериям: оказание необходимой помощи, эффективность, действенность и ответственность. Службы, не соответствующие этим критериям, предлагается закрыть или перепрофилировать. Эти меры могут способствовать и уменьшению неоправданно большого количества больничных коек и врачей, особенно специалистов узкого профиля [Пилипцевич Н.Н. и др., 2000]. Учитывая, что уровень суммарных расходов на здравоохранение в Украине и других странах социалистического лагеря, по-прежнему не достигает того, что рекомендуется ВОЗ (минимум 5% ВНП), становится понятной утопичность стремления в сфере медицинской помощи "обеспечить всем все бесплатно ". В этих странах возникает серьезная проблема о внедрении принципа адресности социальной помощи [Гурдус В.О., Айвазова М.В, 2001].
Опыт стран мира и динамика состояния здравоохранения в странах СНГ позволяет выделить базовые элементы, на которых следует сконцентрировать внимание при трансформации системы медицинской помощи. Прежде всего, это переход на пути эффективного использования имеющихся ресурсов. Технологические схемы реализации этих стратегий должны опираться с одной стороны на четкие механизмы государственного регулирования при определении и размещении среди лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) госзаказа в системе медико-санитарного обслуживания, а с другой, должны учитывать интересы населения как по объемам, так и в части обеспечения качества медицинских услуг. Именно внедрение гарантированного минимума медицинских услуг и внедрение контрактной схемы распределения госзаказа среди лечебных учреждений может обеспечить социальные гарантии в сфере здравоохранения. На взгляд российских специалистов [Андреева О.В., Кравченко Н.А., 2001], система ОМС является эффективной и экономичной. Так, поступления от штрафных санкций за неуплату страховых взносов в Российской Федерации (РФ) превышают расходы системы ОМС на свое содержание. За 7 лет реализации Закона о медицинском страховании в РФ доходы от взимания штрафов, пени с плательщиков, проценты от депозита временно свободных средств и прочие поступления составили более 16,0 млрд. рублей. Собственные расходы системы: содержание территориальных фондов и ведение дела в страховых медицинских организациях составили чуть более 50% этих средств. Другие были направлены в здравоохранение наряду со страховыми взносами налогоплательщиков. Однако наряду с положительными оценками роли ОМС в реформировании здравоохранения есть проблемы, с которыми встретилась система, пытаясь обеспечить единство правового регулирования медицинского страхования в субъектах Российской Федерации.
На начало 2000 года одной из приоритетных проблем стало обеспечение всесторонней реализации всех стержневых позиций Закона о медицинском страховании в каждом субъекте Российской Федерации. Система ОМС функционирует на территории всех субъектов Российской Федерации, однако в ряде регионов замечаются значительные отклонения в реализации Закона и она функционирует на экономико-правовых механизмах, существенно отличных от Федерального закона. До сегодняшнего дня в некоторых регионах управления здравоохранением носит преимущественно командно-административный характер, что игнорирует реальные экономические закономерности. Преодоление правового нигилизма и приведения нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральной политикой построения правового государства является сегодня приоритетным направлениям. Большинство проблем развития системы ОМС в России тесно связана с развитием социально-экономической ситуации в стране. Одна из основных проблем - финансовый дефицит и значительная дифференциация финансовой обеспеченности населения в субъектах РФ. Финансовый дефицит отражает ситуацию, объективно сложилась, когда потребность в финансировании медицинской помощи перекрывает реальные финансовые возможности. Основными причинами финансового дефицита являются: - Жесточайшая платежный кризис в государстве, которое, несмотря на все усилия фондов по сбору средств для оплаты медицинской помощи и достаточно высокий показатель уровня сбора страховых взносов (98%), привела к образованию значительной задолженности плательщиков страховых взносов; - Низкий тариф страховых взносов работодателей (3,6%) и отсутствие законодательной основы по уплате на неработающих граждан не обеспечивают покрытие всех расходов на медицинскую помощь по системе ОМС; - Невыполнение Закона о медицинском страховании администрациями субъектов Российской Федерации в части платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан; - Обвал бюджетного финансирования системы здравоохранения в 1998-1999 годах привел к тому, что финансовые средства системы ОМС превратились из дополняющих бюджет, как это планировалось изначально, в средства, которые заменяют бюджет. Таким образом, система ОМС приняла на себя ответственность за финансовое обеспечение системы здравоохранения, даже в той ее части, которая не предусматривалась Законом о медицинском страховании. Именно это порождало на первых этапах негативное отношение медицинской общественности к введению медицинского страхования. Однако сейчас это отношение совершенно изменилось и учреждения здравоохранения уже не представляют себя без участия в системе ОМС. Известно, что с внедрением системы ОМС финансируется не сеть, а выполненный объем медицинской помощи. Итак, по мнению многих специалистов, другим должен стать и характер распределения этих средств в конкретных учреждениях.
Необходимость реформы системы оплаты работников здравоохранения сегодня является краеугольным камнем обеспечения эффективности отрасли и требует безотлагательного решения. Однако ее нужно рассматривать шире, в контексте изменения подходов и принципов финансирования здравоохранения в целом на основе нормативов финансирования здравоохранения на душу населения, что определено Программой государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью и "Основными направлениями социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу ". Дальнейшее развитие системы медицинского страхования в РФ (до 2010 года) будет проходить совместно с: · Обеспечением приемлемых жизненных стандартов для всех категорий населения; · Стабилизацией развития социальной сферы; · Содействии проведению политики социально-экономического развития регионов; · Обеспечением единства государственной финансовой политики; · Безусловным соблюдением федерального законодательства; · Реформированием механизмов финансовой помощи субъектам Российской Федерации; · Усилением роли государственных органов в регулировании инвестиционных программ и финансовых потоков в соответствии с действующим законодательством [Андреева О.В., Кравченко Н.А., 2001].
Переплетчиков Л. (2000) раскрывает основные тенденции реформы латвийской здравоохранения, которая началась в 1993 году. Ее основной принцип - централизация всех финансовых ресурсов и децентрализация мер в самой отрасли. Половина денежных средств в здравоохранении - это налоги с населения, вторая часть поступает из госбюджета. И работающее, и неработающее население застраховано. Здоровый платит за больного, работающий - за того, кто не может работать. При этом бюджетные средства "уходят" за пациентом. Больной сам выбирает медицинское учреждение, где он будет лечиться, и туда поступают средства. В Латвии все формы медицинской деятельности равны в правах и могут претендовать на получение заказа на лечение пациента. Из государственных программ остались только программы по медицине катастроф, переливанию крови и донорству, банка тканей для трансплантаций, проблемам психиатрии и принудительного лечения. В амбулаторной звене в стране идет переход в институт семейных врачей. Их в Латвии уже примерно 1200. В большинстве случаев это частные врачи, имеющие свои оборудованные кабинеты, получившие контракт на обслуживание. Идет запись пациентов, затем поступают средства. Подсчитано, что семейные врачи могут нормально работать и существовать, если к ним записались 1500 человек. Ряды семейных врачей пополняют прошедшие соответствующую подготовку и сертификацию терапевта педиатры и, частично, гинекологи.