Отечественный опыт: больничные кассы как прообраз добровольного медицинского страхования

То, что стране нужна страховая медицина, сегодня уже не вызывает сомнения. Дискуссии происходят только вокруг путей формирования системы страховой медицины и сроков ее введения. Государство может достаточно долго стоять на пороге реформ, заглядывая в светлое будущее, и пациентам надежная поддержка нужна уже сегодня. Каждый день «не принятых решений» означает не только отсрочку реформ - для многих людей это потеря надежды на помощь.
В.Д. Парий Сколько больных ежедневно осознают, что приобретение необходимых медикаментов - слишком дорогое удовольствие для человека, который много лет тяжело работала и не имела возможности сэкономить денег? Сколько людей вынуждены «работать на аптеку», когда речь идет о возвращении здоровья или сохранения жизни? К сожалению, подобная статистика отсутствует.Существуют ли механизмы реальной помощи и обеспечения медикаментами пациентов в условиях неэффективно работающей старой системы здравоохранения и отсутствии новой? Как оказывается, такие механизмы не только существуют, но и работают, превращаясь в первые шаги к созданию системы страховой медицины.В условиях хронического дефицита бюджетных средств в области здравоохранения все более актуальным становится поиск внебюджетных источников ее финансирования. Из всего спектра современных возможностей наибольший интерес вызывает создание больничных касс (ЛК), которые призваны обеспечить качественное и доступное лечение пациентов - членов ЛК. Во многих регионах Украины уже есть опыт создания ЛК и определенные результаты их деятельности.Об организационно-правовых основах функционирования ЛК в Украине и результаты деятельности самой мощной из всех ЛК - благотворительной организации «Больничная касса Житомирской области» - на страницах нашей газеты рассказывает председатель правления Ассоциации работников больничных касс Украины, доктор медицинских наук, профессор кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения здоровья по повышению квалификации руководящих кадров Национального медицинского университета им. А.А. Богомольца, заслуженный врач Украины Валентин Дмитриевич Парий.
- Словосочетание «больничные кассы» ассоциируется с достаточно древним, дореволюционным периодом. Да и сама идея страховой медицины для нашей страны не совсем новая ...- Если мы заглянем в историю отечественной страховой медицины, то убедимся, что страховая медицина формировалась на основе больничных касс, которые были организованы на промышленных предприятиях. Целью их создания было и есть привлечение средств населения на добровольной основе для обеспечения членов больничных касс медикаментами при условии предоставления амбулаторно-поликлинической помощи, лечение в условиях стационара, проведение диагностических исследований (В. С. Ермилов, 2002; Бондаренко, 2002, Пономаренко, 2003 ).Отечественное медицинское страхование зародилось в южной части Украины в конце 80-х - начале 90-х годов XIX в. (В. С. Ермилов, 2001). В это время прогрессивная часть предпринимателей Одессы начала страховать своих работников от несчастных случаев на производстве в частных загальнострахових обществах. Впоследствии страхование распространилось на все промышленные центры Херсонской губернии.Со временем оказалось, что такая коммерческая форма добровольного страхования в частных страховых компаниях в целом невыгодна. Поэтому среди предпринимателей появилась идея активной поддержки фабричной инспекции, в компетенцию которой входили социальные вопросы на производстве, внедрение собственного добровольного взаимного страхования на некоммерческой основе.Первым промышленным предприятием в Украине, где в 1870 г. была создана больничная касса, стал адмиралтейский завод «Россуд» в г. Николаеве. Именно здесь предприниматели заключили первую в Украине сделку для оказания медицинской помощи с Николаевским военно-морским госпиталем. Согласно договору о медицинском обеспечении рабочим завода оказывалась медицинская помощь при несчастных случаях, а возмещение расходов осуществлялось через больничную кассу за счет предприятия.В конце XIX и начале XX в. внедрение медицинского страхования как части системы социального страхования стало неотъемлемой частью требований политического рабочего движения в Украине. После революционных событий 1905 г. Царское правительство начало разработку закона о социальном страховании и одновременно, не дожидаясь принятия этих законов, разрешил рабочим организовывать больничные или сберегательные кассы обеспечения. Везде и устав о деятельности больничных касс были утверждены принятым в 1912 г. законом «О социальном страховании по болезни». Источниками финансирования больничных касс стали взносы работников (членов больничных касс) и выплаты промышленников.В 1913 г. благодаря внесенным дополнениям в устав администрация ЛК получила право организовывать больницы, амбулатории, санатории, аптеки. Взаимоотношения ЛК с врачами строились на договорной основе или путем зачисления специалистов на постоянную работу. В эти годы наблюдалась тенденция к увеличению количества ЛК и их объединений. Союза ЛК были менее зависимы от предпринимателей, имели в распоряжении значительные уставные и резервные средства, организовывали оказание амбулаторной и стационарной помощи, экстренной медицинской помощи.Таким образом, можно говорить о создании в дореволюционной Украине собственной системы страховой медицины.В первые годы существования советского государства система страховой медицины была сохранена. Более того, вышли Декреты Совета народных комиссаров, направленные на укрепление материального и юридического положения ЛК, которыми руководствовались и в Украине. За годы гражданской войны и разрухи, когда государственная, земская и городская медицина почти полностью обветшали, страховая медицина достаточно эффективно продолжала функционировать. Впоследствии в процессе огосударствления страховых организаций ЛК в Украине были полностью ликвидированы. В 1933 г. система социального страхования утратила самостоятельность вследствие передачи вопросам страхования в компетенцию профсоюзов и постепенно избавилась составляющей медицинского страхования.
- Почему именно сегодня создание ЛК приобрел актуальность?- ЛК стали одним из направлений реформирования системы здравоохранения, возникший как реакция населения на ограниченные возможности государственного финансирования по обеспечению качественной и доступной медицинской помощи.Сегодня ЛК получили второе дыхание как общественные объединения, готовые самостоятельно на принципах общественно-солидарной участия обеспечивать доступной и качественной медицинской помощью своих членов. Создание ЛК в виде самостоятельных структур определяет возможности контроля за использованием средств и качеством медицинского обслуживания.В Украине создано более 200 ЛК, которые объединяют около миллиона граждан и действуют во всех областях Украины. В своей деятельности ЛК используют страховые технологии, что значительно снижает финансовые затраты населения при обращении за медицинской помощью.
- Считаю, нашим читателям на примере одной из наиболее эффективно работающих областных ЛК было бы интересно узнать об организационно-правовых основах функционирования этих общественных объединений.- Среди всех существующих на сегодня в Украине ЛК и их объединений ведущие позиции по количеству членов организации, размером поступлений членских взносов и количеству случаев лечения занимает благотворительная организация «Больничная касса Житомирской области».Эта организация была создана с учетом опыта деятельности ЛК других регионов страны. Организационно-правовой основой функционирования областной ЛК стала общественная (благотворительная) неприбыльная членская организация, объединяющая интересы юридических и физических лиц по вопросам здравоохранения. Уставная деятельность ЛК базируется исключительно на основе Закона Украины «О благотворительности и благотворительных организациях». Учредителями Житомирской ЛК, официально зарегистрирована 27 июля 2000 г., стали такие общественные объединения: Общество Красного Креста, Областной комитет отраслевого профсоюза и Ассоциация медицинских сестер области. В структуру управления областной ЛК вошли: конференция (как высший коллегиальный орган ЛК), президент, правление, наблюдательный совет, ревизионная комиссия.Координирующие и организационно-методические функции в районах и городах области выполняют врачи-эксперты (руководители филиалов ЛК), предназначенные правлением ЛК по согласованию с главными врачами центральных городских и районных больниц.Согласно отработанному «Положение о порядке использования членских взносов на улучшение медицинского обеспечения членов ЛК», больничная касса в случае заболевания обеспечивает больного лекарствами и изделиями медицинского назначения и гарантирует проведение лабораторных и инструментальных исследований. Положением предусмотрено предоставление неотложной медицинской помощи, стационарной и амбулаторно-поликлинического лечения.
- Каков размер членских взносов и каким образом осуществляется их оплата в системе ЛК?- Вступительный взнос уплачивается в размере 3 грн, далее ежемесячно - по 3% от минимальной заработной платы. С 01.01.2006 года размер взноса не менялся и составляет 10 грн. Студенты дневной формы обучения платят 50% от этой суммы, т.е. 5 грн.Вклады принимаются через отделения банков и Укрпочты. В целях получения оперативной информации о поступлении взносов членов ЛК используется система «клиент-банк», в основу работы которого положены модемная связь с банком. Система позволяет в автоматизированном режиме в офисе ЛК получить данные о перечисленных членом ЛК взносы через несколько часов после внесения денег в банк. Программное обеспечение позволяет, помимо контроля своевременного поступления взносов, безошибочно идентифицировать отправителя средств, оптимизировать внесение данных в базу ЛК, контролировать расходы на каждого члена кассы. Врач-эксперт может за несколько минут получить необходимую информацию о сумме взносов и расходов на конкретного члена ЛК после направления запроса в телефонном или электронном режимах.
- Кто может стать членом ЛК?- Членами ЛК могут стать все граждане, достигшие 18 лет. Предусмотрено и семейное членство: дети до 18 лет пользуются правом членства в ЛК при условии уплаты одним из родителей дополнительного взноса в размере 3 грн.Предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности могут выступить коллективными членами ЛК. При этом предприятия могут взять на себя уплату части взносов своих сотрудников. Гарантом получения помощи от ЛК есть членский билет с указанием идентификационного кода гражданина, выдаваемого через 3 мес после подачи заявления и ежемесячной уплаты членских взносов.
- На чем базируются взаимоотношения ЛК с лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ), что в дальнейшем оказывают медицинские услуги для членов ЛК?- Для выполнения своих уставных обязательств ЛК Житомирской области заключила с каждым районным и городским ЛПУ, с областными медицинскими учреждениями договор «О совместной деятельности по улучшению медицинской помощи членам ЛК».Предметом настоящего договора является объединение усилий медицинского учреждения и ЛК с целью обеспечения членов ЛК медикаментами, реактивами, санитарно-техническими средствами и др..На договорной основе базируются и взаимоотношения ЛК с оптовыми фармацевтическими фирмами и аптечными учреждениями, обслуживающими ЛПУ.
- Каким образом осуществляется контроль за медикаментозным обеспечением члена ЛК и качеством лечебно-диагностического процесса?- Контроль за поступлением лекарственных средств и изделий медицинского назначения до каждого члена ЛК является важной составляющей успеха деятельности ЛК. Медикаментозное обеспечение пациентов осуществляется централизованно. Медикаменты учитываются и выписываются лечебным подразделениям согласно заявок-требований, подписанных врачом-экспертом. Пациент - член ЛК - после окончания курса лечения своей подписью подтверждает получение указанных в его медицинской карточке медикаментов и услуг.Врачи-эксперты прослеживают оборот медикаментов, контролируют их поступления в пациентов и рациональность врачебных назначений. Программа автоматизированной обработки писем назначений пролеченных членов ЛК дает возможность проводить анализ эффективности использованных ресурсов в стационарах и амбулаторно-поликлинических условиях.Контроль за лечебно-диагностическим процессом осуществляет экспертная комиссия Управления здравоохранения (УЗ) облгосадминистрации.Таким образом, система контроля качества лечебно-диагностического процесса членов ЛК имеет четыре уровня:• общественный контроль;• врач-эксперт ЛПУ;• врач-эксперт ЛК;• комиссия УОЗ.
- Какими документами руководствуется администрация ЛК в процессе управления использованием медикаментозных ресурсов?- Для определения клинических стандартов и критериев оказания медицинской помощи используются утвержденные МОЗ Украины стандарты и протоколы лечения.Кроме этого, Управлением здравоохранения государственной администрации Житомирской области разработан Лекарственный формуляр (далее - Формуляр) - опубликован список лекарственных средств, рекомендованный областной врачебно-формулярной комиссией и предназначен для руководства при выборе препаратов для лечения членов БК в ЛПУ. Целью создания Формуляр является оптимизация использования лекарственных средств в ЛПУ для повышения качества лечения, его унификации и экономии затрат.
- Или будут участвовать в управлении использованием медикаментозных ресурсов практические врачи?- На наш взгляд, привлечение к этому процессу практических врачей (от семейного до руководителей ЛПУ) является одним из условий определения наиболее эффективных форм лечения и динамического наблюдения за пациентами - членами ЛК.Сегодня уже сделаны первые шаги в этом направлении вместе с семейными врачами, мотивация которых по эффективному и рациональному использованию лекарственных средств обуславливается несколькими факторами:- Предоставление врачу информации о результатах анализа лечебно-диагностического процесса;- Определение степени финансовой ответственности врачей по использованию ресурсов ЛК;- Осуществление постоянного контроля и оценки деятельности врачей по показателям соблюдения стандартов и стоимости лечения.Механизмы непосредственного участия практических врачей в управлении медикаментозными ресурсами ЛК находятся в стадии разработки, то есть реализуется тезис: «Не только лечить, но и участвовать в управлении ресурсами».
- Какие еще условия эффективной работы ЛК вы считаете необходимыми?- На мой взгляд, деятельность ЛК необходимо ориентировать на общих принципах организации здравоохранения в Украине.Руководство ЛК должно тесно сотрудничать с местными органами управления. В Житомирской областная государственная администрация, областной совет, местные органы власти и самоуправления активно поддерживают деятельность ЛК. Между управлением здравоохранения и ЛК заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии. Совместно определены основные стратегические направления контроля лечебно-диагностического процесса, подготовки соответствующих кадров и информационно-рекламной деятельности.Не менее важным является создание филиалов ЛК в каждом райцентре области (они функционируют во всех райцентрах Житомирской области и в областной клинической больнице) и интеграция с медицинскими учреждениями других регионов для обеспечения членов ЛК надлежащей медицинской помощью в любой местности Украины.Кроме того, члены организации активно поддерживают благотворительную деятельность ЛК. Ежегодно за счет ЛК осуществляется лечение инвалидов Великой Отечественной войны (по представлению ветеранских организаций и учреждений здравоохранения). На медикаментозном обеспечении ЛК находятся почти 1 тыс. детей-сирот. За период деятельности Житомирской ЛК предоставлено благотворительной помощи в виде медикаментов и изделий медицинского назначения на сумму свыше 40 млн грн, что позволило осуществить медицинскую помощь более чем в 900 тыс. случаях.Результаты деятельности благотворительной организации «Больничная касса Житомирской области» свидетельствуют, что ЛК на современном этапе является альтернативным источником привлечения внебюджетных средств для оказания медицинской помощи населению. Благодаря успешной работе этого объединения доказано: организационные основы взаимодействия ЛК с учреждениями здравоохранения, построенные на автоматизации управления их ресурсами, является фундаментом, на котором можно реформировать систему здравоохранения. Именно на основе ЛК Житомирской области, по нашему мнению, целесообразно разработать региональную (областную) модель больничной кассы как прообраз добровольного медицинского страхования.Как оказывается, иногда нет необходимости «прорубать пути в дебрях» - достаточно лишь использовать то, что раньше эффективно работало.В наше время переход от административно-командной к социально ориентированной рыночной экономики требует возрождения определенных схем медицинского страхования, эффективность и рациональность которых подтверждены отечественным историческим опытом и опытом развитых стран.Современный отечественный опыт, хоть и небольшой, показывает: больничные кассы имеют тот потенциал, что позволит овладеть основами государственного социального медицинского страхования.