Социальное обеспечение населения после образования СССР

В конце 1922 г. было образовано СССР, а в 1924 г. принята Конституция СССР, по которой создание основных законов о труде и охране здоровья было отнесено к ведению СССР. Республиканскими органами государственного управления социальным обеспечением и т.д. признавались республиканские НКСО. На союзном уровне органа с таким названием создано не было, но систему социального обеспечения на уровне СССР господствующий партии все же удалось создать. В начале 1925 г. при НКТ СССР был создан межведомственный орган - Союзный совет социального страхования (СРСС), при НКП союзных республик - республиканские совета социального страхования. СРСС осуществляла общее направление деятельности Центрального управления социальным страхованием, рассматривал все разработанные НКТ СССР и другими ведомствами проекты нормативных актов в сфере социального страхования, подлежащих внесению в законодательные органы СССР, оказывала выводы относительно этих проектов, рассматривала разработанные Центральным управлением социального страхования на развитие действующего законодательства общие правила и инструкции, касающиеся привлечения к страхованию отдельных категорий работающих по найму, разъясняла действующие нормативные акты СССР в сфере социального страхования и изданные им распоряжения и инструкции. Уже с 1926 г. нормативные акты по вопросам применения законов СССР и постановления СНК СССР о пенсионном обеспечении работников, служащих и членов их семей стала выдавать СРСС, ее постановления и правила заняли ведущее место в пенсионном законодательстве.


С целью создания единых для всей страны норм и условий обеспечения распространилась практика принятия общесоюзных нормативных актов в сфере социального обеспечения.
28 августа 1925 ЦИК и СНК утвердили первый общесоюзный закон о пенсиях по социальному страхованию - Положение об обеспечении в порядке социального страхования инвалидов труда и членов семей умерших или безвестно отсутствующих застрахованных и инвалидов труда.
Постановлением СРСС при НКТ СССР от 5 января 1928 г. "О предоставлении пенсионного обеспечения престарелым рабочим предприятий текстильной промышленности" введено страхование по старости для одной из групп промышленных рабочих-текстильщиков. Это первый нормативный акт в СССР, в котором обеспечение по старости был сконструирован не как разновидность пенсии по инвалидности, а как самостоятельный вид социального обеспечения. Право на пенсию уже не зависело от потери трудоспособности, что обязательно удостоверялось медицинским заключением, а обусловлено двумя моментами: достижением определенного возраста и наличие соответствующего стажа. Устанавливался пенсионный возраст: для мужчин 60 лет, а для женщин - 55 лет. Для мужчин и женщин определялся единый общий трудовой стаж - 25 лет и специальный - не менее одного года непосредственно перед обращением по пенсии. Размер пенсии устанавливался на уровне пенсионного обеспечения инвалидов II группы, которые утратили трудоспособность вследствие общего заболевания, а именно для 1928 г. это составило 2/3 от полной пенсии, которая, в свою очередь, составляла 2/3 от среднего заработка. Условием выплаты пенсии было прекращение работы на предприятии текстильной промышленности.
В 1928 г. на VIII съезде профсоюзов был поднят вопрос о распространении страхования по старости еще на три категории работников: железнодорожников, металлистов и горняков. Это было сделано постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 мая 1929 г. "Об обеспечении в порядке социального страхования на случай старости". СРСС при НКТ СССР было предоставлено право распространять страхования по старости на другие отрасли промышленности. По постановлениям СРСС в 1932 г. обеспечением по старости были охвачены уже все рабочие всех отраслей народного хозяйства, инженерно-технические работники и отдельные категории служащих, учащиеся курсов повышения квалификации при условии, что они непосредственно перед поступлением на курсы работали рабочими и служащими. Согласно постановлению ВЦСПС, утвержденной СНК СССР 31 июля 1937 "Об улучшении государственного социального страхования для служащих", обеспечение по старости было распространено на всех служащих.
14 марта 1928 ЦИК и СНК СССР утвердили Положение об обеспечении в порядке социального страхования в связи
потерей кормильца, заменившее ряд нормативных актов, в том числе Положение от 28 августа 1925 Этим Положением устанавливались условия назначения и размеры пенсий в зависимости от группы и причины инвалидности, стажа работы, размера заработка. На основании Положения от 14 марта 1928 СРСС
Июль 1928 выдала "Сводные правила обеспечение в порядке социального страхования по инвалидности и по случаю потери кормильца". Они заменили собой более 40 нормативных актов и предполагали пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца; пенсии по старости; пособия по временной нетрудоспособности; пособия по рождению ребенка, помощь на погребение, помощь по безработице, порядок назначения, выдачи и лишения пенсий и пособий.
В 1930 г. законодательство о пенсионном обеспечении рабочих и служащих было систематизировано в Положении о пенсии и пособия по социальному страхованию, что было утверждено ЦИК и СНК СССР 13 февраля 1930 Оно предусматривало преимущества пенсионного обеспечения работников и их семей по сравнению со служащими и их семь 'ямы. Рабочим пенсия по инвалидности от общих причин предназначалась при трудовом стаже от 1 до 8 лет, а служащим - от 1 до 12 лет в зависимости от возраста лица, которое обратилось по назначению пенсии. В таком же порядке назначалась пенсия в случае потери кормильца.
СРСС при НКТ СССР 21 февраля 1929 приняла постановление "О лишении права на пенсию и пособие по безработице бывших помещиков, фабрикантов, жандармов, полицейских, руководителей контрреволюционных банд и других". Названные лица получили право на соответствующие виды социального обеспечения только после восстановления их в избирательных правах, то есть с момента вступления в действие Конституции СССР 1936 г.
ЦИК и СНК СССР 3 июля 1929 приняли новое постановление о пенсионном обеспечении учителей и других работников образования за выслугу лет, расширила круг лиц, подлежащих обеспечению, и улучшала условия выплаты пенсии. В 1929 г. было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для медицинских и ветеринарных работников, трудовая деятельность которых проходила в селе и в рабочих поселках (постановление ЦИК и СНК СССР от 25 сентября 1929 г.). В 1930 г. установлена ​​пенсия за выслугу лет и для агрономов, которые работали в сельской местности (постановление ЦИК и СНК СССР от 23 июля 1930 p.).
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 30 мая 1928 введен новый порядок назначения и выплаты персональных пенсий лицам, которые имели особые заслуги. На основании этого постановления союзные республики приняли акты, регулирующие порядок назначения персональных пенсий.
ЦИК и СНК СССР 23 апреля 1930 утвердили Кодекс о льготах для военнослужащих и военнообязанных и их семей.
ЦИК СССР 23 июня 1931 принял постановление "О социальном страховании", которым изменены условия и нормы обеспечения пенсиями и пособиями с учетом отраслей производства, стажа работы и предоставлением преимуществ ударникам труда. На выполнение ее с целью конкретизации некоторых положений СРСС при НКП выдала 29 февраля 1932 за № 47 свое постановление "Об улучшении пенсионного обеспечения по инвалидности, по случаю потери кормильца и по старости". Пенсии были повышены, особенно в связи с инвалидностью от общего заболевания и со старостью. Размеры пенсий определялись в зависимости от отрасли народного хозяйства, в связи с чем работники делились на три категории, а служащих (кроме занятых на производстве) выделили в отдельную категорию. За работу сверх установленного минимума выплачивалась надбавка к пенсии. За каждый год ударного труда ударнику принадлежала надбавка в размере 3% пенсии. Были снижены стаж при выходе на пенсию по инвалидности. Право на пенсию с наступлением старости за этим постановлением распространялось на всех рабочих, где бы они не работали, и на часть служащих, отнесенных к третьей категории. Льготные условия выхода на пенсию устанавливались специальными постановлениями.
Согласно постановлению ЦИК СССР и ВЦСПС от 10 сентября 1933 г. "Про порядок объединения НКТ СССР и ВЦСПС" состоялась передача функций по управлению социальным страхованием от НКП СССР, ликвидировался, в ВЦСПС. На ВЦСПС возлагались следующие функции: контроль и руководство работой всех профсоюзных органов по социальному страхованию составление и представление на утверждение СНК СССР сводный бюджет социального страхования СССР, а также законов о социальном страховании и тарифов страховых взносов; издание инструкций, правил и разъяснений применение законов о социальном страховании. Таким образом, за профсоюзами было закреплено право на принятие правовых нормативных актов по вопросам социального страхования. К компетенции профсоюзных органов перешли назначение и выплата пенсий рабочим, служащим и членам их семей.
Конституция СССР, а позже Конституция УССР закрепили право граждан на материальное обеспечение в старости, в случае нетрудоспособности, в случае болезни. На основании равенства прав граждан в сфере пенсионного обеспечения пенсии с наступлением старости и инвалидности служащим, согласно постановлению ВЦСПС, которая была утверждена СНК СССР 31 июля 1937, стали назначать на тех же условиях, что и рабочим. Были отменены ограничения в пенсионном обеспечении лиц, которые ранее лишались избирательных прав через социальное происхождение (постановление СНК СССР от 31 июля 1937 p.).
28 декабря 1938 СНК СССР, ЦК ВКП (б) и ВЦСПС приняли совместное постановление "О мерах по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле". Ею вместо надбавки к пенсии за общий стаж работы, не учитывал продолжительности работы на одном предприятии, устанавливались надбавки для инвалидов (I и II групп) за стаж непрерывной работы на одном предприятии, в учреждении перед обращением за пенсией. Стаж как необходимое условие для назначения пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца должен теперь важное значение.
В связи с обострением международной обстановки больше внимания стали уделять военнослужащим. 16 июля 1940 СНК СССР принял постановление "О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям". Размер пенсии военнослужащим срочной службы, ставших инвалидами (независимо от причин инвалидности) и членам семей, потерявшим кормильца, были значительно увеличены. Минимальные пенсии инвалидам увеличились примерно в 2,5 раза, а максимальные - в 4,5 раза. Одновременно увеличивались на 50% и размеры пенсий инвалидам войны, военной службы в РККА, бывшим красногвардейцам и красным партизанам, инвалидам империалистической войны, а также членам их семей. Размеры пенсий дифференцировались в зависимости от причины инвалидности и от заработка до призыва в армию (работа рабочим или служащим). Более высокие размеры пенсий устанавливались для тех, кто потерял трудоспособность, защищая СССР или выполняя другие обязанности военной службы, либо вследствие заболевания фронте. Пенсионному обеспечению подлежали и инвалиды III группы.
Уже во время Второй мировой войны, участие в которой СССР была неизбежной, 5 июня 1941 СНК СССР принял постановление "О пенсии и пособия лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям ", в которой увеличились размеры пенсионного обеспечения указанных лиц за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Другим постановлением от 5 июня 1941 г. № 1475 СНК утвердил Перечень специалистов рядового состава сверхсрочной службы Красной Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск, которые имеют право на пенсии и пособия в соответствии с постановлением СНК СССР "О пенсии и пособия лицам высшего , старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям ". В этот перечень вошли: 1) аероакустикы, 2) визирникы всех наименований, 3) водолазы всех наименований, 4) воздушные стрелки всех наименований, 5) гидроакустики, 6) далекомирникы, 7) комендоры всех наименований, 8) мастера всех наименований, 9) Машинисты всех наименований; 10) минеры всех наименований; 11) мотористы всех наименований; 12) музыканты; 13) Обрист; 14) повара; 15) подводники береговой обороны, 16) прожекторист; 17) радисты всех наименований; 18) рулевые; 19) сигнальщики; 20) телеграфисты; 21) торпедист всех наименований; 22) химики; 23) электричества всех наименований.
Таким образом, к началу Великой Отечественной войны была создана система социального обеспечения советского типа, которая охватывала рабочих, служащих, интеллигенцию и членов их семей во всех случаях утраты заработка, но полного возмещения заработка не удалось достичь, размеры социальных выплат остались низкими. Основные виды социальных услуг предоставлялись населению бесплатно за счет государственного бюджета.
Во время войны был установлен особый институт обеспечения государственными пособиями военнослужащих, которые находились в рядах армии. Система помощи была заново регламентирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. "О порядке назначения и выплаты помощи семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время". Позже этот указ был изменен указом от 19 июля 1942 Право на пособие имели семьи военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава, которые были мобилизованы, за исключением военнослужащих сверхсрочной службы. Помощь предназначалась ежемесячно в таких случаях и размерах: 1) если в семье нет трудоспособных, то пособие выплачивалось на одного нетрудоспособного-100 руб., На двоих - 150 руб., Трех и четырех - 200 руб., Пяти и более нетрудоспособных - 250 руб., 2) если в семье был один трудоспособный, помощь выплачивалась: на трех и четырех нетрудоспособных - 150 руб., на пять и более нетрудоспособных - 200 руб., 3) если в семье был один трудоспособный и двое детей, не достигших 16 лет, а относительно учащихся - 18 лет - 100 руб., 4) если семья насчитывала двух работоспособных при наличии пяти и более нетрудоспособных - 150 руб. Семьи, которые жили в сельской местности, получали помощь в половинном размере.
Совнарком СССР своим постановлением от 17 июня 1943 утвердил инструкцию "О порядке назначения и выплаты пособий и пенсий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава".
Структура инструкции:
I. Общие положения.
II. В каких случаях и в каких размерах назначается помощь?
III. В каких размерах назначаются пенсии?
IV. В каких случаях назначается помощь и пенсии сельскими нормами?
V. Какие члены семьи военнослужащего считаются трудоспособными и которые нетрудоспособными при назначении пособия и пенсии?
VI. С какого и до какого времени выплачивается пособие или пенсия?
VII. Как влияют на выплату пособия или пенсии следующие изменения в составе семьи военнослужащего?
VIII. Куда следует обращаться за назначением пособия и какие документы необходимо при этом представить?
IX. Куда следует обращаться за назначением пенсии и какие документы необходимо при этом представить?
X. Как назначаются пособия и пенсии?
XI. Как выплачиваются пособия и пенсии?
Как обеспечиваются пенсиями семьи работников транспорта, работавших в районах военных действий?
Какой помощи обеспечиваются семьи военнослужащих, получающих пенсию в связи с рождением ребенка или смертью члена семьи?
31 января 1944 по № 101 Совнарком СССР принял Постановление, которым утвердил инструкцию "О порядке назначения и выплаты пенсий по инвалидности военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава".
Структура инструкции:
I. Общие положения.
II. В каких размерах назначаются пенсии?
III. В каких случаях пенсии назначаются по нормам, установленным для лиц, связанных с сельским хозяйством?
IV. С какого и до какого времени назначается и выплачивается пенсия?
V. Куда следует обращаться за назначением пенсии и какие документы необходимо при этом подавать?
VI. Как назначаются пенсии?
VII. Как назначаются пенсии в военное время при выписке из госпиталя?
VIII. Как выплачиваются пенсии?
IX. Как выплачиваются пенсии инвалидам войны, которые находятся в домах инвалидов, интернатах, профшколах-интернатах и ​​лечебных учреждениях?
X. Как выплачиваются пенсии инвалидам III группы?
Как обеспечиваются пенсиями семьи умерших инвалидов войны?
Какой помощи обеспечиваются инвалиды войны в случае рождения ребенка или смерти члена семьи?
XIII. Какие пенсионные удостоверения выдаются инвалидам из числа военнослужащих и семьям умерших инвалидов?

Этими инструкциями и руководствовались при пенсионном обеспечении военнослужащих.
В военное время принимались меры по трудоустройству инвалидов войны и членов семей военнослужащих. Среди основных нормативных актов можно назвать постановления СНК СССР от 6 мая 1942 г. "О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны"; от 20 января 1943 г. "О мерах по трудовому устройству инвалидов Великой Отечественной войны".
8 июля 1944 издан Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия - звания" Мать-героиня "и установления ордена" Материнская слава "и медали "Медаль материнства". Этим Указом значительно расширен круг матерей, получающих пособия, увеличены их размеры, установлены государственные пособия одиноким матерям на содержание и воспитание детей, предполагалось расширение сети учреждений охраны материнства и детства.
В период войны многие категории рабочих и служащих работали непосредственно в районах боевых действий. Учитывая специфику условий их работы Совнарком СССР в 1942 -1944 pp. распространил на них пенсионное обеспечение, которое установлено для военнослужащих. Таким обеспечением пользовались, в частности, моряки судов морского флота, которые плавали в районах военно-морских действий, речных судов речного флота, плававших в районах военных действий, и др..
С 1947 до 1956 г. Правительством СССР было принято ряд постановлений, согласно которым периодически увеличивались размеры социальных выплат.
Совет Министров УССР 9 апреля 1948 утвердил Положение о Министерстве социального обеспечения Украинской ССР и местные органы социального обеспечения. Согласно п. 10 этого Положения в составе МСЗ СССР было образовано:
I) пенсионное управление, 2) отдел персональных пенсий, 3) управление трудового и бытового устройства; 4) управление учреждений социального обеспечения, 5) отдел врачебно-трудовой экспертизы; 6) отдел протезирования; 7) плановый отдел, 8) финансовый отдел, 9 ) отдел; 10) отдел кадров;
II) центральная бухгалтерия; 12) отдел снабжения; 13) секретариат; 14) управления делами. В подчинении МСЗ также были: 1) редакция информационного бюллетеня, 2) ученый совет по протезированию, трудового устройства инвалидов и экспертизы трудоспособности, 3) центральный евакоприйомник, 4) Киевская центральная база материально-технического снабжения, 5) Одесская школа-интернат по обучению игре на баяне незрячих инвалидов Отечественной войны, 6) Нежинская школа-интернат по подготовке в вузы незрячих инвалидов Отечественной войны, 7) Одесский санаторий для инвалидов Отечественной войны, 8) постоянно действующие курсы, 9) ведомственный арбитраж.
На МСЗ возлагались следующие основные задачи:

    
руководство социальным обеспечением, контроль за внедрением в жизнь законов, а также постановлений и распоряжений СМ СССР и СМ СССР о социальном обеспечении и внесение на рассмотрение Совета Министров УССР проектов законов, постановлений и распоряжений по этим вопросам;

    
ведение вопросами пенсионного обеспечения рабочих, служащих, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава, срочной службы, лиц, приравненных к военнослужащим, рабочих и служащих, а также членов их семей и вопросами обеспечения пособиями семей военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава, срочной службы;

    
осуществление мероприятий по трудовому устройству и материально-бытового обслуживания инвалидов, членов семей погибших воинов и пенсионеров других категорий, а также членов семей военнослужащих;

    
осуществление мероприятий по организации в колхозах общественной взаимопомощи и материально-бытовой помощи колхозникам;

    
осуществление руководства учреждениями социального обеспечения (интернатов для инвалидов Отечественной войны, домами инвалидов и др..)

    
руководство врачебно-трудовой экспертизе трудоспособности рабочих, служащих и военнослужащих и членов их семей;

    
осуществление общего руководства Украинским союзом касс взаимного страхования членов артелей кооперации инвалидов, Украинским обществом глухонемых, Украинским обществом слепых и контроль за их деятельностью;

    
осуществление общего руководства кооперацией инвалидов согласно ст. 34 и 35 Положения о кооперации инвалидов, утвержденного постановлением СМ РСФСР от 16 октября 1946
№ 1819. Постановлением Совета Министров СССР от 28 сентября 1949 № 414 утверждено Положение о пенсионном обеспечении работников науки, существенно улучшило их пенсионное обеспечение.
В 50-е годы XX в. завершилось создание системы социального обеспечения рабочих и служащих. 5 февраля 1955 Президиум ВЦСПС утвердил Положение о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию.
14 июля 1956 Верховным Советом СССР принят Закон СССР "О государственных пенсиях", который вступил в силу с 1 октября 1956 Совет Министров СССР своим постановлением от 4 августа 1956 утвердил Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий. После принятия их были признаны как такие, которые полностью или частично утративших силу, около 1000 предыдущих нормативных актов СССР и союзных республик о пенсионном обеспечении. Закона 1956 г. объединил все основные виды пенсий и установил единые правила и порядок назначения и выплаты их.
За отдельными постановлениями Правительства СССР предназначались:
1) пенсии за выслугу лет для некоторых категорий специалистов (работников образования, здравоохранения, театрально-зрелищных предприятий, летного состава гражданской авиации) 2) пенсии работникам науки в связи со старостью и инвалидностью, а членам их семей - в связи с потерей кормильца; 3) пенсии генералам, адмиралам и офицерскому составу Советской армии и их семьям, 4) персональные пенсии по старости и инвалидности гражданам, имеющим особые заслуги перед государством, а их семьям в связи с потерей кормильца. Президиум Верховного Совета СССР установила для Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда с 1 ноября 1967 г. к налоговые льготы, в том числе и персональные пенсии.
Создание колхозов потребовало со стороны государства организации социального обеспечения колхозников. В 60-е годы XX века. был принят пакет нормативных актов по вопросам материальной поддержки крестьян. Основными из них были: 1) Закон СССР от 15 июля 1964 г. "О пенсиях и пособиях членам колхозов";
2) Положение о порядке назначения и выплаты пенсий членам колхозов, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 октября 1964 № 859, 3) Положение о порядке при значения и выплаты пособий по беременности и родам женщинам - членам колхозов, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 4 ноября 1964 № 915, 4) Положение о централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 6 ноября 1964 года № 919, 5) Положение о комиссии по назначению пенсий и пособий колхозникам, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 6 ноября 1964 № 920, 6) Положения о советах социального обеспечения колхозников, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 6 ноября 1964 № 921, 7) Инструкция о порядке оформления документов для назначения и выплаты пособий н 'связи с беременностью и родами женщинам - членам колхозов, утвержденная Минфином СССР и Госкомтруда СССР от 11 декабря 1964 № 390-1Г, 8) постановление Совета Министров СССР от 3 сентября 1964 № 746 "О порядке и размерах отчислений от доходов колхозов в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников и об организационных мероприятиях, связанных с осуществлением Закона о пенсиях и пособиях членам колхозов, 9) постановление Совета Министров СССР от 1 апреля 1965 г. № 258 "О пенсионном обеспечении бывших членов колхозов, земли которых переданы совхозам и другим предприятиям и организациям ". С принятием этих актов завершилось формирование социального обеспечения граждан в СССР.
19 декабря 1977 Совет Министров СССР постановлением № 1128 утвердил Положение о персональных пенсиях, что изменило соответствующее положение 1956 Одновременно было отменено девять постановлений СМ СССР по персональных пенсий. Видами персональных пенсий были: 1) пенсии союзного значения - за заслуги перед СССР, 2) республиканского значения - за заслуги перед союзной республикой, 3) местного значения - за заслуги местного значения. Пенсии назначались мужчинам по достижении 55 лет, а женщинам - 50 лет либо независимо от возраста при наличии инвалидности. В 1977 г. пенсионный возраст был увеличен для мужчин до 60 лет, а для женщин до 55 лет. Максимальные размеры персональных пенсий были в 1956 p.: Союзного значения - 200 руб., В 1977 г. - 250 руб., Республиканского значения соответственно - 120 и 150 руб., Местного значения - 60 и 110 руб. Комиссии по установлению персональных пенсий были созданы при СМ СССР, СМ союзных республик и при облисполкоме советов народных депутатов. Персональным пенсионерам в случае особой необходимости могла предоставляться единовременное пособие. Персональные пенсионеры имели существенные социально-бытовые льготы. К ним относились: 50% скидка в оплате жилой площади и коммунальных услуг; бесплатное протезирование всех видов (за исключением протезов из драгоценных металлов) прикрепление к специальным поликлиник; оплата лекарств по рецептам врачей в размере 20% их стоимости. Персональным пенсионерам, которые имели длительный партийный стаж, одновременно предоставлялись: ежегодная бесплатная путевка в санаторий или дом отдыха; по желанию вместо путевки казалась денежная компенсация; бесплатный проезд в городском транспорте бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) железнодорожным, водным, воздушным или автомобильным международным транспортом; ежегодная денежная помощь в размере до двухмесячной пенсии. Они имели и другие социальные льготы.
К началу 70-х годов XX ст. в СССР завершилось формирование таких организационно-правовых форм социального обеспечения: 1) государственное социальное страхование рабочих, служащих, членов кооперативов и других лиц, 2) социальное страхование колхозников, 3) социальное обеспечение колхозников за счет централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников, 4) социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета; 5) обеспечение за счет специальных фондов общественных организаций (художественный, литературный, музыкальный фонды, фонд Союза кинематографистов).
С августа 1972 г. Совет Министров СССР утвердил новое Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий с учетом опыта реализации Закона 1956 г. В 1977 г. принята последняя Конституция СССР, которая предусматривала право граждан на социальное обеспечение и гарантии его обеспечения.
Развивалась нормативная база социального обслуживания различных категорий населения, предоставление им льгот и преимуществ. 23 февраля 1982 Совет Министров СССР постановлением № 209 утвердил Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих. Совет Министров СССР 4 апреля 1983 p. приняла постановление № 272 "Об обеспечении транспортными средствами инвалидов из числа рабочих, служащих, колхозников, а также инвалидов с детства". Совет Министров СССР от 28 апреля 1984 приняла постановление № 384 "Об организации домов-интернатов для ветеранов производственных объединений (предприятий)". Госкомтруда СССР 20 июня 1981 утвердил Типовое положение о доме для престарелых и инвалидов.
Союзное правительство уделял внимание оказанию помощи определенным категориям лиц.
Пособие на детей военнослужащих срочной службы был введен с 1 января 1964 г. постановлением Совета Министров СССР от 2 5 октября 1963 за № 1108 "О выплате пособия на детей военнослужащих срочной службы". Она предназначалась женам солдат, матросов, сержантов и старшин срочной службы в размере 15 руб. на одного ребенка и 22 руб. на двух и более детей в месяц, а женам, которые постоянно проживали в сельской местности и связанные с сельским хозяйством - 7 руб. 50 коп. на одного ребенка и 12 руб. на двух и более детей. Во исполнение этого постановления Министерство финансов СССР и Министерство обороны СССР 12 декабря 1963 г. по № 360 утвердило Инструкцию о порядке назначения пособий на детей военнослужащих срочной службы, а Министерство финансов СССР 20 декабря 1963 по № 367 утвердило Инструкцию о порядке выплаты пособий на детей военнослужащих срочной службы. 14 июня 1968 по № 144 Министерство финансов СССР и Министерство обороны СССР утвердили новую Инструкцию о порядке назначения пособия на детей военнослужащих срочной службы, а Инструкция от 12 декабря 1963 г. № 360 с этого дня утратило силу. 19 февраля 1970 Министерство финансов СССР и Министерство обороны СССР утвердили Инструкцию о порядке назначения и выплаты пособия на детей военнослужащих срочной службы и военнообязанных, призванных на учебные сборы, которые временно не работают до момента призыва на сборы. С ее утверждением утратившими силу Инструкция Минфина СССР от 20 декабря 1963 г. № 367 и Инструкция Минфина СССР и Минобороны СССР от 14 июня 1968 г. № 144, поскольку на базе этих двух инструкций была подготовлена ​​одна. Постановлением Верховного Совета СССР от 10 апреля 1990 г. № 1420-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охраны материнства и детства, укрепление семьи" размер государственной помощи на детей военнослужащих срочной службы был повышен до уровня минимальной заработной платы.
Порядок назначения и выплаты пособий многодетным матерям (впервые введена постановлением ЦБК и СНК СССР от 27 июня 1936 г.) регулировался Положением о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, которое было утверждено постановлением Совета Министров СССР от 12 августа 1970 г. . № 659. Совет Министров СССР в своем постановлении от 2 июня 1990 г. № 759 "О дополнительных мерах по социальной защите семей с детьми в связи с переходом к регулируемой рыночной экономике" отметила, что некоторые пособия, в том числе и многодетным матерям, потерявших социальную значимость, и вместо ранее действующей единовременного пособия при рождении ребенка, дифференцированной в зависимости от очередности рождения, и ежемесячного пособия многодетным семьям на четвертого и последующего ребенка в возрасте до пяти лет установила одноразовую помощь при рождении ребенка в трехкратном размере минимальной заработной платы, а также единую ежемесячную помощь на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет в размере 50% минимальной заработной платы на каждого ребенка, находящегося на иждивении семьи, если средний доход на члена семьи не превышает двукратной величины минимальной заработной платы .
Помощь на детей малообеспеченным семьям ввели с 1 ноября 1974 согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1974 № 748 "О дальнейшем увеличении материальной помощи малообеспеченным семьям, имеющих детей" и Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 сентября 1974 г. "О введении пособия на детей малообеспеченным семьям". На развитие их Совет Министров СССР своим постановлением от 25 сентября 1974 г. под № 752 утвердил Положение о порядке назначения и выплаты пособия на детей малообеспеченным семьям, а ВЦСПС, Минфин СССР и Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы 1 Октябрь 1974 утвердили Инструкцию о порядке оформления и ведения дел по назначению и выплате пособий на детей малообеспеченным семьям на предприятиях, в учреждениях, организациях и колхозах. В этот же день (1 октября 1974 г.) ВЦСПС и Минфин СССР утверждают Инструкцию о порядке ведения бухгалтерского учета и составления отчетности о выплате пособий на детей малообеспеченным семьям в государственных, общественных и кооперативных предприятиях, учреждениях и организациях. Еще раньше, т.е. 27 сентября 1974 p., Минфин СССР и Госбанк СССР направили соответствующим организациям инструктивное письмо "О порядке выдачи средств на выплату пособий на детей малообеспеченным семьям". Все эти нормативные акты и составили правовую основу нововведенной помощи. Указанная помощь предназначалась и выплачивалась в размере 12 руб. в месяц на каждого ребенка до достижения им 8-летнего возраста тем семьям, у которых средний совокупный доход на члена семьи не превышал 50 руб. в месяц. Позже в указанные нормативные акты вносились определенные изменения и дополнения. Так, согласно постановлению Совета Министров СССР от 23 ноября 1989 г. № 1032 "Об увеличении срока выплаты пособия на детей малообеспеченным семьям", она предназначалась и выплачивалась до достижения ребенком возраста 12 лет. Средний совокупный доход на члена семьи с 1 января 1984 г. по стране был установлен разный (на территории Украины - 50 руб.). Был изменен и источник финансирования выплаты пособия из средств бюджета государственного социального страхования или из централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников. ее начали выплачивать за счет средств бюджетов союзных республик (пункты 7-9 Изменений и дополнений в решения Правительства СССР о государственной помощи семьям, имеющим детей, утвержденных постановлением СМ СССР от 24 ноября 1990 г. № 1177).
Помощь на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет в размере 20 руб. в месяц впервые введена постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 мая 1979 г. № 469 "Об улучшении материального обеспечения инвалидов с детства". Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 27 марта г. № 400 "О мерах по дальнейшему улучшению условий жизни инвалидов с детства" размер этой помощи с января г. увеличен до ЗО руб. Законом СССР от 1 августа 1989 г. "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" этот размер пособия с 1 января 1990 г. увеличен до 70 руб. (Ст. 8). Законом СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" эта помощь преобразована в социальную пенсию и ее размер был предусмотрен в ст. 120.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. № 235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" для матерей, которые работают и имеют общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин , обучавшихся с отрывом от производства, была введена частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Оплата предусматривалась в размере 35 руб. ежемесячно. Одновременно с этим женщинам, которые работают, также было предоставлено право на получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с намерением позже продлить этот срок до двух лет с сохранением непрерывного трудового стажа и стажа работы по специальности . Эти меры вводились поэтапно, начиная с 1981 г. (в Украине с 1 ноября 1982 г.). На развитие этого постановления Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 2 сентября 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" внесла в ст. 71 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде и в другие законы соответствующие изменения. Согласно с двумя нормативными актами Совета Министров СССР и ВЦСПС 2 сентября 1981 под № 865 выдали совместное постановление "О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей ". Совет Министров СССР и ВЦСПС своим постановлением от 22 августа 1989 г. по № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" увеличили (в Украине с 1 июля 1990 г.) продолжительность частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. С 1 декабря 1989 продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им трехлетнего возраста. Это дополнительный отпуск зачисляются в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. 10 апреля 1990 Верховный Совет СССР своим постановлением "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охраны материнства и детства, укрепление семьи" повысила размер государственной помощи по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет до уровня минимальной заработной платы, в то время составляла 70 руб. При рождении двух и более детей пособие выплачивалось на каждого ребенка, а не одна на всех детей, как раньше. Впервые в законодательстве предусматривались выплаты и пособия с учетом районных коэффициентов. Отменено было такое условие для женщин, работающих в возрасте до 18 лет, как наличие соответствующего (летнего) трудового стажа. Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет неработающим матерям вводилась с 1 января 1991
Постановлением Совета Министров СССР от 6 февраля 1984 г. за № 134 "О введении временных пособий на несовершеннолетних детей в период розыска их родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов" с 1 января 1985 г. впервые была введена временная помощь на несовершеннолетних детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов. Размер этой помощи устанавливался такой: на одного ребенка - 20 руб., На двух детей - 30 руб., На трех детей - 40 руб., На четырех и более - 50 руб. в месяц. Выплата помощи возлагалась на органы социального обеспечения союзных республик, в связи с чем было предусмотрено частично увеличить штатную численность их местных структур. С разысканных лиц позже взимались выплаченные суммы пособия с начислением 10% на эти суммы. Во исполнение этого постановления Совет Министров СССР, Министерство юстиции СССР, Министерство финансов СССР, Госбанк СССР, Госкомтруда СССР и МВД СССР разработали и 2 августа 1984 утвердили Инструкцию о порядке назначения и выплаты временных пособий на несовершеннолетних детей в период розыска их родителей, уклоняются от уплаты алиментов. Ею стали руководствоваться при назначении и выплате этой помощи. 13 апреля 1987 в Инструкцию от 2 августа 1984 г. были внесены изменения, и помощь предназначалась в размере 20 руб. в месяц на каждого ребенка. Все указанные выше нормативные акты действовали недолго. Одни из них были приняты в новой редакции, а другие - упразднены и заменены новыми. Начало этого положила постановление Совета Министров СССР от 25 января 1989 г. по № 67 "О мерах по улучшению материального положения несовершеннолетних детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов". Согласно ей в новой редакции было принято постановление Совета Министров СССР от 6 февраля 1984 г. № 134. 25 июля 1989 утверждена новая Инструкция о порядке назначения и выплаты пособий и средств для возмещения дополнительных расходов на несовершеннолетних детей. Постановлением Совета Министров СССР от 24 ноября 1990 г. по № 1177 временная помощь была установлена ​​в размере 50% минимальной заработной платы в месяц на каждого ребенка.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 января 1985 г. была установлена ​​денежная помощь на детей, находящихся под опекой или попечительством, в размере ЗО руб. в месяц на одного ребенка, но при условии, что размер получаемой на такого ребенка пособий, алиментов и пенсий не превышает ЗО руб. в месяц, с прекращением выплаты ранее назначенной помощи и пенсии. С целью реализации этого постановления Министерство образования СССР своим приказом от 1 октября 1985 г. № 180 утвердило Положение о порядке назначения и выплаты пособия на детей, находящихся под опекой и попечительством. Этим положением райисполкомы советов народных депутатов и их отделы народного образования руководствовались при назначении и выплате указанных денежных выплат до принятия соответствующих нормативных актов независимой Украины.
Накануне распада СССР был принят ряд законов в области социального обеспечения, так и не были воплощены в жизнь.
Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" гарантировал всем нетрудоспособным гражданам СССР право на материальное обеспечение за счет общественных фондов потребления путем предоставления трудовых и социальных пенсий.
Структура Закона:
Раздел I. Общие положения (ст. 1-12).
Раздел II. Трудовые пенсии: Пенсии по возрасту (ст. 13-24). Пенсии по инвалидности (ст. 25-39). Пенсии по случаю потери кормильца (ст. 40-58). Пенсии за выслугу лет. Общие условия (ст. 59-62). Пенсии за выслугу лет отдельным категориям работников авиации и летно-испытательного состава (ст. 63). Пенсии за выслугу лет отдельным категориям работников других отраслей народного хозяйства (ст. 64). Пенсии за выслугу лет некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов (ст. 65-66). Исчисление стажа работы для назначения трудовых пенсий (ст. 67-75). Исчисление пенсий (ст. 76-98). Назначение пенсий (ст. 99-106). Выплата пенсий (ст. 107-118).
Раздел III. Социальные пенсии (ст. 119-123).
Раздел IV. Порядок и условия перерасчета пенсий (ст. 124-127).
Раздел V. Права союзных и автономных республик, местных Советов народных депутатов, трудовых коллективов по материальному обеспечению пенсионеров (ст. 128-131).
Планировалось введение Закона в действие в полном объеме с 1 октября 1990 г. до 1 июня 1993
Еще раньше 28 апреле 1990 г. было принято Закон СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих", который определял условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семей.
Структура Закона:
I. Общие положения (ст. 1-12).
II. Пенсии за выслугу лет (ст. 13-19).
III. Пенсии по инвалидности (ст. 20-31).
IV. Пенсии по случаю потери кормильца (ст. 32-45).
V. Исчисление пенсий (ст. 46-50).
VI. Назначение пенсий (ст. 51-54).
VII. Выплата пенсий (ст. 55-63).
VIII. Порядок перерасчета пенсий (ст. 64-66).
Вводился он в действие в части пенсий для инвалидов войны, других участников войны и семей погибших военнослужащих с 1 октября 1990 p., А в новом объеме - с января 1991
И, наконец, можно назвать Закон СССР от 11 декабря 1990 г. "Об основах социальной защищенности инвалидов в СССР", который определял основные принципы государственной политики в отношении инвалидов с целью обеспечения им равных со всеми другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической и политической жизни общества, а также выполнять свои гражданские обязанности.
Структура Закона:
I. Общие положения (ст. 1-7).
II. Создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к социальной инфраструктуре (ст. 8-16).
III. Медицинская, профессиональная и социальная реабилитация инвалидов (ст. 17-20).
IV. Образование и профессиональная подготовка инвалидов (ст. 21-29).
V. Труд инвалидов (ст. ЗО-33).
VI. Социальная помощь инвалидам (ст. 34-39).
VII. Общественные организации инвалидов (ст. 40-41).
Предполагалось его введения с 1 января 1991 г. до 1 января 1995