Зарождение социального страхования на землях Украины


В XVII-XVIII вв. в промышленности наряду с другими видами производства действовали не только казенные, вотчинные, крестьянские мануфактуры, где применялась принудительный труд крепостных, но и мануфактурные предприятия капиталистического типа с использованием на них наемного труда. С развитием капитализма растет число наемных работников, особенно после отмены крепостного права (1861 p.). В 90-е годы XIX в. в царской России на предприятиях крупной промышленности работало более 1 млн 200 тыс. рабочих.
В XVII-XVIII вв. условия труда были очень тяжелыми: рабочий день длился более 14 часов, низкая заработная плата, вычет за упущения в работе, привлечения к тяжелым работам женщин и детей, отсутствие какой-либо охраны труда. Выступления рабочих заставили правительство нормативным методом вмешиваться во взаимоотношения между капиталистами и наемными работниками. Среди первых законодательных актов можно назвать "Регламент Мануфактур-коллегии", утвержденный Петром I 3 декабря 1723 фабрикантов заставляли обращать внимание на охрану труда, организацию медицинской помощи, выплачивать справедливую зарплату, а также выделять средства для создания элементарных условий труда и жизни рабочих. На некоторых предприятиях вводились должности врачей и выделялись средства на лекарства и оказания первой медицинской помощи.


В 1741 г. правительство приняло Регламент и Рабочие регулы (правила) для суконных фабрик. Фабрикантам приписывалось должным образом освещать и отапливать фабричные помещения, обеспечивать их пожарную охрану, следить за исправностью станков, устанавливать их с учетом безопасности людей. Владельцев обязывали оплачивать простой рабочих не по их вине, предоставлять фабричным рабочим жилье путем строительства возле фабрик казарм, открывать при этих казармах больницу для медицинского обслуживания работников, обеспечивать работников рабочей одеждой. Разрешалось штрафовать работников за некачественную работу, а деньги, оставшиеся после возмещения убытков, направлять фабричным больницам и использовать для поощрения добросовестных работников. Перед фабрикантами ставилась задача выплачивать своевременно достойную заработную плату.
Рабочие регули (1741 г.) утвердили тариф на все виды работ с выплатой зарплаты еженедельно. Они устанавливали 15-часов-ный рабочий день для всех категорий работников, определяли строгие взыскания за нарушение фабричных правил.
Екатерина II в 1762 г. издал указ, согласно которому требовала от хозяев использовать приписных крестьян на фабричных работах только определенное количество дней в неделю, устанавливать им объем работ в размере, необходимом для заработка суммы подушного налога. В случае задержки заработка или давление со стороны заводчиков рабочим разрешалось обращаться в суд. В мая 1779 г. Екатерина II издала Манифест, в котором конкретно указывались все виды работ, которые должны выполнять предписанные в государственных или частных заводов крестьяне. им в два раза повышалась заработная плата. За нарушение установленных правил на фабрикантов накладывали штраф, в частности, за использование рабочих более установленного срока и принуждение к не предусмотренной законом труда.
В период правления Александра I правительство стремилось регулировать длительность рабочего дня, размеры оплаты труда, социальную опеку инвалидов и престарелых фабричных людей. В 1806 г. правительство утвердило Горное положение, согласно которому предполагалось на каждом заводе, независимо от формы собственности, при наличии 200 сотрудников, открывать госпиталь для их обслуживания. В этих госпиталях рабочим было предоставлено право пользоваться медицинской помощью, получать лекарства, еду и одежду во время лечения бесплатно. Для наблюдения за горнозаводским госпиталями при Горном правлении вводилась должность главного врача. При каждом заводе открывалась горная школа, где детей учили грамоте и морально воспитывали. Кроме того, каждый завод должен был иметь богадельню, в которой содержались калеки, престарелые и нетрудоспособные лица при условии принадлежности их к заводским поселений и округов. В богадельнях разрешалась посильная работа, и деньги, полученные за продажу изделий, делились пополам: половина богадельни, а половина - производителю. К богаделен принимали сирот с перспективой дальнейшего использования на рудников.
В 1835 г. было опубликовано правительственное Положение об отношениях между хозяевами фабричных заводов и рабочими людьми, которые вступали в них по найму.
Под влиянием стачечного движения 70-80 годов XIX в. царское правительство пришлось признать существование в обществе рабочего вопроса. С 1870 г. в различных правительственных комиссиях обсуждалась проблема ограничения детского и женского труда. В июне 1882 г. было опубликовано закон, который позволял труд детей на промышленных предприятиях с 12 лет. Для 12-15 летних работников устанавливался 8-часовой рабочий день, и они могли работать только днем. Не допускалось использование их труда в ночное время и на вредных производствах. Для контроля за выполнением закона устанавливалась фабричная инспекция. Законом от 3 июня 1885 запрещалась ночная работа женщин и подростков, не достигших 17 лет, в текстильной промышленности.
С июня 1886 г. было утвержден закон "О надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимоотношениях фабрикантов и рабочих". В нем регламентировался договор о найме, вводилась обязательная выдача работнику расчетной книжки, устанавливался порядок выдачи зарплаты не реже двух раз в месяц, разрешалось штрафовать рабочих только в случае ненадлежащего выполнения работы, прогула и нарушения порядка. Штрафные суммы шли не фабриканту, а на нужды опеки рабочих. Отменялась плата со стороны работников за медицинскую помощь, освещение цехов, пользование фабричными орудиями производства.
Законом от 2 июня 1897 г. "О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности" рабочий день ограничивался 11,5 час. В предпраздничные дни рабочий день сокращался до 10 час. Официально узаконивалось соблюдение воскресных и праздничных дней.
Принимались меры по установлению ответственности предпринимателей за причинение вреда здоровью работников. Закон от 8 марта 1861 обязывал создавать горнозаводские общества с кассами взаимопомощи, которые должны были выделять средства на лечение рабочих. В 1866 г. правительство подняло вопрос о том, что промышленные предприятия должны иметь больницы из расчета 10 коек на 1000 человек. В 1886 г. последняя норма по рекомендательной стала обязательной. Выдача денежных пособий в связи с болезнью рабочих общегосударственным нормативным актом не регламентировалась, но в 90-е годы XIX в. она получила распространение и такими выдачами пользовались до 40% рабочих.
Во второй половине XIX в. берет начало страхования рабочих и опека их в связи с болезнью, увечьем или старостью. В 1861 г. был принят закон "О вспомогательные общества" при казенных заводах. Законами 1861 и 1862 pp. на предприятиях горной промышленности вводились пенсии по потере трудоспособности в связи с увечьем и за многолетнюю работу (пожилой возраст). Пенсии выплачивались через кассы взаимопомощи. С 1887 г. начали действовать правила о выдаче пособий рабочим и служащим государственных железных дорог. В мае 1888 г. вступил в силу закон, который обязывает владельцев частных железных создавать пенсионные кассы для выдачи пособий по болезни и пенсий при оставлении работы в связи с потерей трудоспособности. Финансовый фонд касс состоял из взносов железнодорожных обществ, рабочих и служащих.
В 1901 г. принят "Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и горнорудных работах". 2 июня 1903 принят закон "О вознаграждении пострадавшим вследствие несчастных случаев рабочим, служащим и членам их семей на предприятиях фабрично-заводской, горнозаводской промышленности". Это первый закон, в основу которого положен принцип обязательного страхования. По этому закону рабочим устанавливалась материальная компенсация за причиненный им ущерб в результате несчастных случаев, произошедших в процессе работы. В возмещении убытков можно было отказать только в связи с грубой неосторожностью или злым умыслом самого работника. Пострадавшим за счет средств предпринимателя выплачивались пособия или пенсии в размере половины заработка с момента получения травмы до дня возобновления трудоспособности или до официального признания полной нетрудоспособности. При признании рабочего полностью нетрудоспособным назначалась пенсия в размере 2/3 годового заработка. Предприниматели обязывались обеспечить пострадавшему бесплатную медицинскую помощь или возместить расходы на лечение. В связи со смертью потерпевшего в результате несчастного случая или в период лечения не позже двух лет с момента его наступления предприниматель должен был брать на себя обязанность пенсионного обеспечения семьи, потерявшей кормильца. Вдовам устанавливалась пенсия в размере 1/3 годового заработка умершего пожизненно или до нового бракосочетания.
Детям до 15 лет пенсия назначалась в размере 1/6 заработка умершего, а полным сиротам - в размере 1/4 заработка каждому. Этот закон охватывал 25% рабочих царской России.
В феврале - марте 1912 г. III Государственная дума приняла пакет страховых законов "Об утверждении канцелярий по делам страхования рабочих", "Об утверждении Совета по делам страхования рабочих", "Об обеспечении рабочих на случай болезни", "О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве ". Эти законы утверждены Николаем II 23 июня 1912 и с этого дня вступили в законную силу. Общее руководство социальным страхованием в стране осуществлял Совет по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности. В губерниях и крупных городах создавались страховые канцелярии, которые наблюдали за выполнением страховых законов. Рабочими органами на местах были больничные кассы и страховые общества. Последние объединяли со страховой целью работодателей по округам. В царской России действовало несколько тысяч страховых касс и около 10 обществ.
Согласно закону "О страховании рабочих от несчастных случаев" обязательное страхование рабочих возлагалось на предпринимателей, которые должны были застраховать всех своих работников в специальных страховых обществах, которые создавались по территориальному принципу. их членами были владельцы предприятий нескольких губерний. Финансовые страховые фонды формировались исключительно из взносов предпринимателей. Управление страховым фондом и всеми делами общества осуществляли его органы в лице общего собрания, правления, ревизионной комиссии и наблюдательного комитета. Кроме покрытия текущих рисков, связанных с несчастными случаями на производстве, закон обязывал страховые общества иметь пенсионный фонд.
Обязательному страхованию подлежали все работники предприятия при условии, что размер их годового содержания не превышал 1500 руб. Рабочие пользовались правом на материальную помощь в связи с потерей трудоспособности из-за телесные повреждения, полученные в результате несчастных случаев на производстве. Пострадавшие в течение первых 13 недель получали помощь из больничной кассы предприятия. После этого они переходили под опеку страховых обществ. Независимо от семейного положения им выплачивалось пособие в размере 2/3 заработка до выздоровления или до дня признания полной или частичной нетрудоспособности. После установления нетрудоспособности пострадавшему назначалась пенсия, восходящая 2/3 заработка в зависимости от степени увечья.
Если работник был полностью нетрудоспособным, то есть потерял зрение, руки или ноги, то ему выплачивалась пенсия в размере полного заработка. Для своих пенсионеров страховые общества создавали богадельни.
Законом "О страховании рабочих на случай болезни" введены денежные пособия рабочим, которые заболели, и оказания медицинской помощи. Для страхования рабочих на случай болезни при каждом предприятии с числом рабочих не менее 200 создавались больничные кассы. Мелкие предприятия могли создавать совместные больничные кассы. Работали они на основании устава, утверждался специально созданными органами надзора - страховыми канцеляриями. Органами управления больничными кассами были общие сборы как их высший орган и правления, что было исполнительным органом. Общее собрание состояли из представителей рабочих и работодателей. Последним предстояло 2/3 от числа голосов рабочих. Правление кассы состояло из представителей обеих сторон, но работодатель имел один голос меньше, чем представители рабочих. Денежный капитал больничной кассы создавался за счет взносов застрахованных работников и отчислений собственников предприятий. 60% средств состояли из взносов рабочих, а 40% - из отчислений работодателя. На больничные кассы полагалась выдача помощи: 1) на случай болезни; 2) на случай увечья, 3) на случай родов, 4) на случай смерти. Кроме этого, эти кассы могли оказывать материальную помощь семьям пострадавших и безработным. Тем, кто заболел, выплачивалось пособие в связи с болезнью в случае потери трудоспособности. Выдача пособий проводилась с 4-го дня заболевания, но не более 26 недель. Размер их определялся общим собранием кассы на основании установленных законом норм: для семейных - от 1/3 до 1/2 заработка, для одиноких - от 1/4 до 1/2 заработка. Соответствующие размеры пособий устанавливались на погребение.
Помощь при родах выдавалась только тем женщинам, которые проработали на предприятии не менее 3 месяцев - в течение 2 недель до и 4 недели после родов в размере 1/2 полного заработка.
Закон предусматривал предоставление работникам медицинской помощи, в частности первичной, при внезапных заболеваниях и несчастных случаях, амбулаторного лечения, лечение в стационарных учреждениях и принятия родов с полным содержанием. Расходы на медицинскую помощь рабочим полагались на работодателей. Все виды лечебного обслуживания были бесплатными. В случае утраты работниками трудоспособности в связи с болезнью предприниматель был обязан обеспечить бесплатное лечение в течение четырех месяцев.
Положение обоих законов, касающихся страхования от несчастных случаев и на случай болезни, совпадали по застрахованных лиц, т.е. рабочих и служащих фабрично-заводской, горной, горнозаводской промышленности, предприятий частных железных дорог и внутреннего судоходства, за исключением мелких предприятий с числом рабочих 20 - ЗО человек. Страхованием в начале XX ст. было охвачено 3 млн рабочих. Действовали эти законы только в регионах Европейской России.