Почему город против передачи муниципальных больниц

Пошел второй год эксперименту по реформе здравоохранения в трех «пилотных» регионах страны. Винницкой области (вместе с Донецкой и Днепропетровской) выпало «обкатать» на практике проект реформы этой социально значимой (и уязвимой) отрасли. С начала текущего года в экспериментальных регионах должна была заработать реструктуризирована первичная медико-санитарная помощь - амбулатории семейных врачей и консультационно-диагностические центры. В Винницкой области произошло объединение лечебных учреждений первичного звена под единым руководством центра первичной медико-санитарной помощи. И произошло (а в областном центре - только началась) реорганизация участковых больниц в амбулатории общей практики (семейной медицины).

Кабинеты семейных врачей начали принимать пациентов уже в прошлом году, но их пока недостаточно. Амбулатории семейной медицины создан на базе ФАПов, где обслуживалось более 1000 человек. Теперь в области по принципу общей практики (семейной медицины) работают 618 врачей, а нужно еще 250. Поэтому переподготовка продолжается. Путь универсализации врача - очень серьезный и длительный процесс. Винницкие специалисты говорят: чтобы медик стал настоящим семейным врачом, нужно от пяти до десяти лет.
Вряд ли недостаток семейных врачей в селах области компенсируют фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), Винницкой их пока осталось 933.
- В села, куда не ступала нога врача, теперь уезжают семейные врачи, и все знают график приема, - уверяет начальник управления здравоохранения облгосадминистрации Лидия Диденко. - Кроме того, расходы на медикаменты для первичного звена увеличились втрое за счет сокращения койко-мест в амбулаториях, уменьшилось дублирование услуг. Мы смогли улучшить материальное обеспечение лечебных учреждений сельской сети. Областная власть купила 51 автомобиль для сельской медицины, определенное количество закупали на местах, но этого, конечно, недостаточно.
В целом в каждом районе процесс реформирования происходит по-разному. В Литинском, например, не закрыли ни медицинского учреждения. В пгт Гнивань Тывровского района реорганизация участковой больницы вызвала недовольство местных жителей, и скандал докатился до депутатов Верховной Рады.
Областная власть обещает до 2013 года создать сеть амбулаторий общей практики (семейной медицины), максимально приближенных к местам проживания населения. Их число должно достигнуть 280 (ныне - 184). Кроме того, планируется доукомплектовать амбулатории семейной медицины автотранспортом. Но это пока только обещания.
Сам же областной центр в открытии кабинетов семейных врачей движется мелкими шажками. Пока на вопрос удивленных мам малышей, числящихся на участке, например, первой детской поликлиники, переехала в здание бывшего «взрослого» гастроцентре, врачи разводят руками - мол, звоните в регистратуру и довидуйтеся, куда - либо. Хорошо, что эти дома расположены недалеко друг от друга. Планируется в каждом из уже созданных центров первичной медицинской помощи организовать ресепшен, где один врач и две медсестры принимать и направлять пациентов в кабинеты. Кстати, интерес местного сообщества именно к высвобожденного помещения первой детской городской больницы не банальный. Ведь оно - архитектурный памятник и размещено в живописном уголке над Южным Бугом, прямо «ласточкино гнездо».
А пока в новых помещениях «взрослой» больницы обживаются педиатры.
«Нашему городу нужно 245 семейных врачей, - говорит заместитель винницкого городского головы Андрей Рева. - У нас таких, кто отвечает нынешним требованиям, может, человек пять. Чтобы другие отвечали этим требованиям, у них должен быть стимул. Если врач работает за троих или пятерых, то и зарплату ему должны платить соответствующую, при условии, что он пройдет курсы и мы будем контролировать его квалификацию. Итак, нужно создать систему, которая позволила бы через определенный отрезок времени получить такого профессионала. Разве можно это сделать за считанные месяцы или за год? "
Вопросов больше, чем ответов. Например, многих волнует организация работы районных станций «скорой помощи». Предполагается, что все они подлежат единому центру в Киеве. Выехал врач или не уехал, у него «резина», бензин и куда вообще уехал - в районах никто этого не контролировать.
И это далеко не все. Сейчас некоторые руководители городов и районов не соглашаются отдавать лечебные учреждения вторичного уровня (больницы) на баланс областной власти. Зачем это делается? И к чему приведет? Например, представителю одной из отдаленных, допустим - Песчанской, райбольницы, чтобы утвердить штатное расписание или решить другие вопросы, надо ехать в областной центр. Насколько увеличится штат чиновников областного управления здравоохранения? Для чего тогда отраслевые управления райгосадминистраций?
Свое нежелание отдавать городские больницы выражает мэр Ладыжина Валерий Коломойцев. Городская власть Винницы тоже категорически против передачи муниципальных больниц под крыло обладминистрации. Конечно, частично теряется сфера влияния для городов и районов. Так, обидно. Тем более если раньше муниципальные власти много вложили в реорганизации медицины. И теперь, если вторичный уровень перейдет в область, то область тянуть пациентов на себя. В результате нескольких этапов переговоров наверху вроде согласились оставить больницу в распоряжении муниципальной власти Винницы, но при этом забрали 130 млн. грн. из необходимых на нужды медицины 200 млн. грн. Правда, обещали вернуть в виде субвенции из областного бюджета. Но обещать - не значит сделать.
- Город - самодостаточная структура, - говорит мэр Винницы Владимир Гройсман. - В ней должны быть и первичный, и вторичный уровни медицинской помощи, и больница скорой помощи, которую мы пять лет буквально по винтику составляли. И вообще, много интересных моментов происходит. Например, если раньше 75% подоходного налога от физических лиц оставалось в городском бюджете, то теперь остается ровно 50%. А 25% налога изымается в областной бюджет. Мотивируют тем, что поскольку больницы переходят в область, то и часть денег тоже надо убрать на их содержание. Мы анализировали структуру этих 25%. Получается сумма больше, чем необходимо для обслуживания больниц. Эти средства якобы вернут в городской бюджет в виде субвенций.
Но еще больше будет страстей, когда начнут организовывать госпитальные округа. В областного руководства пока нет единого мнения относительно их количества, рассматриваются варианты - от 18 до 21. Но это официальная версия. Из других источников просочилась информация, что их может быть всего пять или шесть. В области 27 районов. Уже не будет такого понятия как ЦРБ, будут больницы планового лечения, интенсивной терапии, восстановительного лечения, хосписы. С количеством больниц интенсивного лечения местная власть должна определиться уже в этом году. Представляю себе радость беременных и их родственников, если окажется, что рожать надо будет ехать в соседний район. То же самое и с хирургической помощью.
На сегодня есть опасения, что теперь, так сказать, под шумок, может произойти дерибан больниц второго уровня (клинических, многопрофильных), затем всей Украине разрешат пойти по легкому варианту реформы, а «пилоты» окажутся в проигрыше, потеряв ту медицину, которая была. Хотя официальная Винница уверяет: очень хорошо, что мы оказались в эксперименте, это дает нам возможность разрабатывать варианты, а не выполнять предписанное. Ведь ясно как божий день, что сельскохозяйственная Винницкая область с разветвленной сетью населенных пунктов - одна ситуация, Донецкая - промышленная, с компактным проживанием населения, - совсем другое. И организация медицинской помощи в этих регионах объективно должно отличаться. Нам нужно найти оптимальный вариант. А главное - сделать то, что необходимо людям.