Медицинское страхование в странах Восточной Европы. Часть 3.

Профессиональный подход к проблеме ресурсного обеспечения позволяет избежать необоснованности закупок, сомнительных сделок, нецелевого использования финансов. Схема деятельности ресурсных центров по модели многоканального финансирования учреждений обеспечивает не только эффективное использование ресурсов в области медицинской помощи, но и создает необходимые условия перехода на новые принципы управления системой. Создание неприбыльных подразделений (ресурсные центры) позволяет избежать выполнения нехарактерных функций существующими управлениями здравоохранения, многочисленными фондами и страховыми компаниями. А главное, при этой схеме есть надежда на возвращение доверия к медицинской отрасли и к государству в социальной политике. В этой схеме управления здравоохранения имеют возможность сконцентрировать усилия на разработку политики в области здравоохранения и идеологии государственных и региональных программ медицинской помощи населению. Особое место в работе органов управления приобретает контроль за качеством медицинских услуг. Освободив страховые компании и фонды содействия охране здоровья от несвойственной работы по ресурсному обеспечению ЛПУ, они получают возможность направить свою деятельность на совершенствование медицинских программ и увеличение охвата населения медицинским страхованием [Колоденка В.А., 2001]. Р. М. Макомела (интервью) (2001) подчеркнул, что при введении в Украине, и в частности в Киеве и Киевской области медицинского страхования, будут действовать другие, чем, например в РФ, правила. Так, страховой полис киевлянина будет действовать в области, а полис Киевской области - в городе. Это связано с тем, что большое количество людей из области работает в Киеве и наоборот, многие киевляне живут в области, особенно в летний период. Деньги обязательного медицинского страхования будут расходоваться на зарплату медикам, покупку медикаментов, питания, получает больной в стационаре, мягкий инвентарь, то есть расходы, имеющие отношение непосредственно к человеку, сюда не войдут оплата энергоносителей, капремонт подобное. Фонд (а не страховая компания) медицинского страхования должен быть создан наподобие пенсионного. Это будет государственная неприбыльная организация, согласно договоров с лечебными учреждениями, уплачивает все виды медицинской помощи по единым прейскурантам цен. Очень важно, что в фонде не будет свободных средств, все деньги, что он будет накапливать, пойдут на выполнение программы страхования. В украинской системе страхования не будет страховых компаний. После ознакомления с мировым опытом реформ в здравоохранении украинские специалисты убедились, что страховая компания - это дополнительное звено на пути денег от фонда медицинского страхования к пациенту. Они накапливают свободные средства и прячут их от инфляции в ценных бумагах. То есть зарабатывает не фонд, а банки. Средства должны быть четко направлены, подконтрольные и работать в одном направлении - на охрану здоровья пациента. Поэтому сделан такой законопроект, чтобы сделать невозможным злоупотребление страховыми средствами. Прямые отношения между государством и пациентом - гарантия предоставления бесплатной медицинской помощи. Договор с фондом заключать все клиники, независимо от форм собственности (муниципальные, государственные, частные), научно-исследовательские институты, частно-практикующие врачи, если они аккредитованы и имеют лицензию согласно действующему законодательству. Эта система не исключает добровольного страхования, все виды страхования могут существовать параллельно. Отмечено, что существуют стандарты лечения, адаптированные к нашим финансовым условиям, и их можно использовать для постановки диагноза или проведения лечения [Макомела Р.М., 2001].
Обобщая вопросы реформирования отрасли, Прудиус П.Г. (2001) выделяет основные направления по завершению перехода от старой системы здравоохранения к системе медицинского страхования. Это: · Внедрение системы многоканального финансирования здравоохранения и совершенствование оплаты труда медицинских работников на основе приоритета обязательного социального медицинского страхования; · Приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи на принципах семейной медицины и соответствующая реструктуризация отрасли; · Упорядочения сети учреждений первичной, вторичной и третичной медико-социальной помощи; · Осуществление мероприятий по децентрализации и разгосударствления медицинских учреждений путем их автономизации и приватизации; содействия индивидуальной врачебной практике; создание условий для здоровой конкуренции между медицинскими учреждениями и врачами, которая будет способствовать повышению доступности и качества медицинской помощи; · Совершенствование методов управления отраслью на государственном и региональном уровнях, создание современной системы информационного обеспечения здравоохранения на основании широкого использования компьютерной техники, унификации методов и средств информации, развития информационных сетей, совершенствование медико-статистической службы; · Централизация медико-санитарной службы; · Разработка рациональной системы аккредитации медицинских учреждений и лицензирования врачей, которая бы не тормозила, а способствовала развитию различных видов медицинской помощи; · Создание системы обеспечения и контроля качества медицинской помощи на основе разработанных стандартов качества; · Совершенствование форм и методов управления отраслью здравоохранения на региональном и местном уровнях; · Улучшение медицинского обслуживания сельского населения; · Совершенствование охраны здоровья матерей, детей и подростков, престарелых, инвалидов и тех, которые пострадали вследствие аварии на Чернобыльской АЭС; · Проработка средств правовой защиты пациентов и медицинских работников, правового обеспечения реформирования и функционирования отрасли; · Разработка и внедрение в практику современных методических технологий, эффективных методов диагностики, профилактики, лечения и реабилитации; · Организация диспансеризации определенных групп здоровых и больных людей и проведения профилактической работы в медицинских учреждениях в современных условиях; · Расширение прав, совершенствованию организации и повышению эффективности работы санитарно-эпидемиологической службы в условиях рыночной экономики; · Повышение уровня санитарной культуры населения, разработка форм и методов морального и материального стимулирования здорового образа жизни; · Пропаганда необходимости реформирования системы здравоохранения, ее цель и средства осуществления среди различных групп населения, включая медицинскую общественность, политиков, администраторов и предпринимателей; · Подготовка высококвалифицированных специалистов в области организации и управления здравоохранением, способных осуществить реформу отрасли; · Совершенствование системы медицинской науки и образования; · Улучшение медикаментозного и материально-технического обеспечения отрасли и т.д. [Прудиус П.Г., 2001].
Реформы системы здравоохранения занимают ведущее место в социальной политике правительств большинства стран мира. Это объясняется резким ростом расходов на здравоохранение, при этом во многих странах увеличение расходов опережает темпы роста валового национального продукта. Однако значительное увеличение расходов не приводит к столь же значительному улучшению состояния здоровья. Вокруг моделей финансирования здравоохранения ведется множество споров. Опыт показывает, что успехи и неудачи бывают при любом типе финансирования. Единственным очевидным фактом является то, что нерегулируемое личное страхование плохой способ обеспечения всего населения всеми видами медицинской помощи. Большое значение для выбора подходящей модели здравоохранения должны также конкретные исторические традиции данного государства. С учетом существующей ситуации должна выбираться такая модель, которая позволит достичь поставленных целей, это может быть модель, в которой сочетаются различные элементы существующих в мире систем.
Реформирования большинства национальных систем здравоохранения начинается с финансирования. Можно сформулировать следующие базовые принципы, позволяющие определить выбор механизма финансирования здравоохранения, причем они должны применяться только там, где это возможно: 1. Охват населения медицинской помощью должно быть полным, финансирование здравоохранения обеспечивается участием трех сторон (работодатели, наемные работники, государство). Доля каждой стороны четко определена в зависимости от необходимых для здравоохранения поступлений. 2. Взносы, выплачиваемые работодателями, должны основываться на обороте, прибыли или каких-либо других показателях, что уменьшает их влияние на выплаты работающим. 3. Поступление средств от частных лиц (работающих по найму или обслуживающих свое предприятие) и работодателей в службы здравоохранения должны четко прослеживаться. Пенсионные организации, фонды для безработных и государство должны перечислять определенную сумму взносов за лиц, не имеющих возможности платить самостоятельно. Государственные субсидии не должны предоставляться для компенсации персональных видов обслуживания, которые не охватываются системой страхования. 4. Взносы, поступающие от наемных работников или работающих не по найму отдельных лиц (или ассигнованы на медицинское обслуживание налоги), должны быть связаны с уровнем прибыли, базироваться на валовой прибыли и покрывать расходы на иждивенцев. 5. Налоги на товары, вредные для здоровья, должны направляться на нужды здравоохранения. 6. Управление финансами в области здравоохранения должно быть сосредоточено в независимом органе, который контролируется вкладчиками (при наличии четко определенных юридических полномочий). 7. Должен быть определен пакет основных услуг, на которые имеют право застрахованные. Необходим механизм, позволяющий нормировать использования необязательных видов лечения или сократить выплаты врачам в случае представления ими завышенных счетов. 8. Размеры взносов могут увеличиваться только как составляющие государственной социальной политики и политики в области здравоохранения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева О.В., Кравченко Н.А. Роль системы ОМС в формировании и реализации "Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" / / Экономика здравоохранения. - 2001 .- № 4-5 .- С.24-27 2. Бедный В.Г. Основные концептуальные направления оптимизации системы стационарной медицинской помощи Киева (методические рекомендации) .- К., 2000 .- 42 с. 3. Бедный В.Г., Орлова Н.М. Медицинское страхование .- М., 2000.-136 с. 4. Вартанян Ф.Е., Гейвандов И.И., Новые подходы в развитии здравоохранения Великобритании / / Зравоохр. Рос. Федерации .- 1991 .- № 5 .- С.23-25 5. Вартанян Ф., Рожецкая С., Чачава Н. Реформы здравоохранения в Европейских странах / / Врач .- 2001 .- № 4 .- С.45-46 6. Гурдус В.О., Айвазова М.В. Проблема дефицита средств в системе здравоохранения и добровольное медицинское страхование как способ ее решения / / Мед. помощь.-2001 .- № 2.-С.3-9 7. Ермилов В.С. Исторические параллели медицинского страхования прошлого и подвергаются настоящему нашей страны / / Здравоохранение Украины .- 2001 .- № 2. - С. 48-50 8. Загородний В.В., Коваленко А.С. Прикладные и теоретические аспекты государственного управления реформированием в системе здравоохранения / / Здравоохранение Украины .- 2001 .- № 1 .- С.13-16 9. Карты А.П. О самых острых медицинских проблем здравоохранения и определение приоритетных направлений развития отдельных медицинских служб / / Вестн. соц. гигиены и организ. здравоохранения Украины .- 2001 .- № 2 .- С.15-19 10. Колоденка В. А., Тищук М.М. Реорганизация амбулаторно - поликлинической сети. Участие общественности / / Вестн. соц. гигиены и организ. здравоохранения Украины .- 2001 .- № 1 .- С.37-40 11. Колоденка В.А. Политика в области финансовой поддержки региональных систем здравоохранения Украины. Мифы и реальность / / Висн.соц.гигиены и организ. здравоохранения Украины .- 2001 .- № 1 .- С.5-9 12. Макомела Р. (интервью) Принцип страхования: богатый платит за бедного, здоровый - за больного / / Здоровье Украины. - 2001. - № 2 .- С.10-11 13. Мкртчян С., Чачава Н. Реформы здравоохранения в странах Центральной и Восточной Европы / / Врач.-1998 .- № 11 .- С 36-37 14. Москаленко В. Ф., Пономаренко В. М. Концепция развития здравоохранения - стратегия реформирования отрасли / / Врачебное дело .- 2001 .- № 1 .- С.3-9 15. Москаленко В.Ф., Дзяк Г.В., Василишин Р.Й. 2001 год - год охраны здоровья населения Украины / / Медицинские перспективы .- 2001 .- № 1 .- С.4-6 16. Переплетчиков Л. Латвия НЕ Спешит переходит на частную медицину / / Мед. газета .- 2000 .- № 8 (04.02) .- С.5 17. Перспектива - 2010. Программа реорганизации медицинской помощи в Украине. Общественная инициатива за здоровую нацию .- "Пульс Украины". - К., 1999 г. 18. Пилипцевич Н.Н. и др. Зарубежный опыт реализации РАЗЛИчНЫХ моделей финансирования здравоохранения (обзор литературы) / / Вопр. организ. и информатиз. здравоохранения .- 2000 .- № 1 .- С.47-70 19. Усач П.Г. Реформирования здравоохранения на государственном и региональном уровнях (мини-обзор) / / Вестн. соц. гигиены и организации здравоохранения Украины .- 2001 .- № 2 .- С.66-70 20. Реформы здравоохранения в Европе: анализ Нынешний стратегий. Резюме (1996). ВОЗ.Европейское Региональное бюро, Копенгаген, 41 с. 21. Семенов В.Ю., Куртюкова М.И., Дмитриева Н.В. Реформа здравоохранения Великобритании / / здравоохра. Рос. Федерации .- 1991 .- № 12 .- С.19-23 22. Система медицинского страхования в Канаде и проекты ее реформирования / / Вопросы экономики и управл. для руководителей здравоохранения. - 2001. - № 1 .- С. 85-87 23. Тищук М. Публичная политика в здравоохранении и роль общественных организаций врачей, в кн. "Политика и стратегия украинского государства в области здравоохранения. Проблема переходного периода". - Одесса, 1999 г. 24. Юркин Г. Германия - страна с развитой системой медицинского страхования / / Врач. - 2000. - № 11. - С.34-35 25. Scheffler R.., Duitch F. Health care privatization in the Czech Republic: ten years of reform / / Eurwhealth.-2000.-V.6 (2) .- P.5-7