Великие комбинаторы, или Кто кассир в больничной кассе

Чтобы ни говорили о столичного мэра, и лично мы глубоко убеждены: он действительно любит киевлян. Их просто нельзя не любить! Что бы ни делала с ними городская власть, какое бы ярмо не приготовила - они молча подставляют шеи. В свое время захотели хозяева города построить «теплицы» на главной площади старинного Киева - и, ничего, построили, переведя на голодный паек другие объекты. При этом не просто потратили миллионы казенных денег, но и нанесли сокрушительный удар по историческому образу города. Сегодня нас подводят к мысли, что пора обновить Майдан - снести все старое и соорудить новое. И первое, и второе - за деньги налогоплательщиков, естественно. Не для этого распускаются слухи, что монумент Независимости может упасть в любую минуту!

Похоже, те, кто вынужден добираться в Киев на работу с окраин - из Козина, например, с Рудык или Межигорья, не в курсе, что у нас есть другие насущные проблемы, что городское хозяйство давно обветшало, куда ни ткни - аварийная ситуация !
Киевлян заставили платить везде и за все - чтобы устроить ребенка в детский сад или записать в первый класс, за консультацию врача и обследование в бюджетных больницах, за коммунальные услуги, которых нет и близко, - отопление среди лета, мытье окон в парадных, полив дворов подобное. Жители столицы платят, не особо вникая, сколько, за что и почему. Возможно, эта покорность и подталкивает городскую власть к новым прожектам, которые, впрочем, приносят немалые выгоды тем, кто их навязывает городской громаде.
Пока же городские власти предлагают нам очередное нововведение - больничные кассы. Хотелось бы, конечно, понять, что имеем, что будет и чем сердце (то есть медицина) успокоится. Или упокоится навеки - чего тоже нельзя исключать в наших условиях. Помните, сколько было идей по поводу обновления зоопарка, как все носились с вестью о том, что чиновники мэрии взяли шефство над животными и птицами. Слону тогда завидовали не только звери, но и многие киевляне: мэр пообещал лично о нем заботиться, сделать все для того, чтобы он всегда был сытым и довольным. Говорят, скелет слона вскоре можно будет увидеть в одном из музеев.Так что есть?
Покончив с братьями нашими меньшими, чиновники взялись за старших, то есть за нас с вами, - здоровье киевлян решили укрепить при помощи благотворительных взносов. Немедленно были подготовлены прайсы: прием терапевта - от 50 гривен, консультация уролога - от 120 и так далее по нарастающей. И юристы, и медики утверждали, что это грубое нарушение закона.
Такого же мнения и городская прокуратура, которая провела проверки в шести районах и пришла к выводу, что «сегодня жители столицы не всегда могут получить медицинскую помощь в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения, не оплатив за свой счет лекарства, питание и необходимые расходные материалы» . С начала нынешнего года, как сообщила пресс-служба прокуратуры, «по фактам незаконного требования оплаты за оказание медицинской помощи в коммунальных учреждениях здравоохранения было возбуждено три уголовных дела по статье 184 (нарушение права на бесплатную медицинскую помощь) Уголовного кодекса Украины». За такое правонарушение запятнанным белым халатом светит штраф или заключение (до шести месяцев), если, конечно, их вина будет доказана. Кроме того, прокуратура требует от КГГА привлечь к дисциплинарной ответственности главных врачей тех коммунальных учреждений здравоохранения, в которых были обнаружены факты незаконного требования оплаты за медуслуги.
Пикантность ситуации в том, что именно от городского начальства руководители лечебных учреждений получали распоряжения о введении поборов. Однако - только устные! Правда, в таких выражениях, что ни у кого не возникало желания ослушаться. Кто не захотел брать грех на душу и отказался выполнять, был немедленно уволен. Другие смирились. На днях пришлось долго беседовать с главным врачом одной из районных больниц, который (на условиях анонимности) согласился объяснить, как работала машина по выкачиванию денег.
- Надежды возлагались на то, что город - большой, в больницах - очереди, поэтому деньги потекут рекой. Начальство и слышать не хотело, что на прием в коммунальные поликлиники приходят в основном пенсионеры и бюджетники, которые не в состоянии заплатить за прием у врача, им хотя бы на лекарства наскрести. Такая ситуация и в стационарах, ведь платежеспособные пациенты предпочитают обращаться в частные клиники. На это никто не хотел считаться, требование было жесткое - платить должны все!
- А деньги куда? Видимо, на развитие столичной медицины?
- Конечно. Исключительно на улучшение и укрепление ... Финансирование нам урезали, нарастали долги по коммунальным платежам, главврачи дружно пели Лазаря, но ничего не помогло. Нам постоянно напоминали, кто сколько должен сдавать, исходя из количества жителей в районе и профиля лечебного учреждения. Когда собирали дань во времена монголо-татарского нашествия, посылали ярлык, а мне взамен прислали молоденькую бухгалтерше, вся деятельность которой сводилась к одному - отслеживать, сколько было собрано так называемых благотворительных взносов, и докладывать об этом наверх. Ежедневно! Зимой, когда за гололеда киевляне ломали руки-ноги, в наш травмпункт очередь была, как в свое время в мавзолей, а финансирования никакого. Но упаси бог взять из благотворительной кассы хоть немного на самые необходимые медикаменты, бинты или расходные материалы для диагностического оборудования. Это все должны купить и принести больные, я уж не говорю о шприцах, а тем более о питании. Медицину окончательно перевели на карман больного: есть в ней деньги - получит медпомощь, а когда карман пустой - нечего в больницу идти, потому что там тоже пусто - лекарств нет, оборудование устаревшее, диагностируем наугад, наша лаборатория финансируется так, что хватает только на оплату лампочки под потолком. Викручуюся как могу, но всегда помню: хожу под статьей ...
Сегодня, как вы понимаете, доказать, что больницы собирали деньги по указке сверху и передавались туда же, не то что сложно, а вообще невозможно. А главное - никому не нужно, с точки зрения политической целесообразности. Однако руководительница городского управления здравоохранения попала в поле зрения правоохранительных органов, была уволена с работы, с нее взяли подписку о невыезде. Правда, обвинение совершенно не касается благотворительных взносов, речь идет об отмене надбавок к зарплате медработников, которые предусмотрены соответствующим приказом Минздрава и в других областях, в отличие от Киева, выплачиваются. А это, как вы понимаете, уже совсем другая статья.
Сейчас речь не о том, почему главврачи согласились выполнять по сути преступные указания, почему молчали Министерство здравоохранения и профильный комитет Верховной Рады, которые прекрасно знали обо всем, что происходит. Сейчас важно другое: в связи с идеей городской власти ввести больничные кассы самое время оглянуться и попытаться понять, что же получают пациенты за те деньги, которые они сдают якобы добровольно.
Наш еженедельник неоднократно писал о катастрофическом состоянии дел в столичной медицине. Несмотря на то, что в последнее время из городского бюджета на здравоохранение выделялось более чем по 2,2 млрд. гривен ежегодно, больницы сидели на голодном пайке. В прямом и в переносном смыслах. Даже в 2008 году, задолго до кризиса, лечебные учреждения получали минимум - только на зарплату и частично на коммунальные услуги. Тогда же за долги начали отключать воду, электроэнергию и телефонную связь не только у взрослых, но и в детских больницах. Заморозили все городские программы помощи больным: прекратили закупку материалов и лекарств для пациентов, стоящих в очереди на операции в кардиохирургии и в ортопедических отделениях, остались без лекарств многие категории больных с тяжелыми хроническими патологиями. В стационарах закрывают кухни - все равно ничего, кроме кипятка, нет, а в отделениях на полках вместо лекарств - рекламные буклеты. Чем поможет больному в такой ситуации благотворительный взнос? А ничем. Ибо планировалась эта афера исключительно ради денег, интересы пациентов тут вообще ни при чем. Это очередная попытка доказать, что без 49-й статьи Конституции вполне можно обойтись, чиновники уверены - медицина должна быть платной, так как в рыночных условиях это прежде всего бизнес, а не социальная программа государства, которая, кстати, финансируется за средства налогоплательщиков.
Парадокс: никогда ранее не выделялось столько средств на городскую медицину, как в последние два-три года, но именно в это время она оказалась на грани коллапса. При всем желании молодой команды мэра сохранить хорошую мину при плохой игре, в отчет за прошлый год все же попали цифры, близкие к реальным. Обеспечение медикаментами профинансировано на 53% от плана, при этом более 50% - в долг. Финансирование койко-места в 2008 году было на уровне 10,5 гривны, а в прошлом году скатилось до 6,2, да и то не факт, что больницы получили необходимые суммы. Стоит ли удивляться, что рейтинговая оценка состояния здоровья населения Киева - 16-е место из 27, а еще совсем недавно столица ходила в лидерах. Единственное, в чем преуспела мэрия, - это забота о бомжах: в прошлом году в больницах пролечили три тысячи бездомных, что вшестеро больше, чем в предыдущие годы. На ремонт и подготовку корпусов к зиме было выделено очень мало средств, по некоторым объектам финансирование составило менее 1% от плана. Так, Центр ПЭТ-технологий, который обещали открыть год назад, получил всего 23%, Центр инфекционных болезней в Александровской больнице - 0,6%, а Центр крови вообще оказался за бортом.
Наши источники в мэрии сообщают, что подготовку лечебных учреждений к зиме и в этом году провален. В свое время молодая команда мэра так стремилась прибрать денежные потоки к своим рукам, что, вопреки законодательству, ликвидировала районные отделы здравоохранения десяти районов столицы, создав вместо три территориально-медицинских объединения (ТМО). Первый заместитель мэра А. Попов выступил за ликвидацию ТМО. Замечательное решение. Но, увы, запоздалое. Сегодня, по нашей информации, этот процесс изо всех сил стараются затормозить руководители районов, понимая, что эта реформа окончательно их похоронит. Во-первых, ТМО разрослись до невероятных размеров, - теперь надо решать, куда пристроить около 500 чиновников от медицины, которых уволить не так просто. Во-вторых, ТМО загнали больницы в долги, сорвали подготовку к отопительному сезону, к тому же, отменив надбавки к зарплате, спровоцировали обострение кадровых проблем. В общем, ситуация такая, что ни один район не хочет брать на себя ответственность за чужие просчеты и ошибки. Кому нужен этот головная боль, когда идут разговоры, что райсовета скоро отменят, а руководителей районов заменят на новых (очевидно, с другой пропиской).
По последним данным, в Киеве не хватает более четырех тысяч врачей и пяти тысяч медицинских сестер, особенно остро это ощущается в службе скорой помощи, где не хватает почти 150 медиков. Около 30% тех, кто трудится на участках, в туберкулезных, инфекционных, детских отделениях, - пенсионного и глубоко пенсионного возраста. Столичная медицина сегодня - это полуразрушенная система с устаревшим, изношенным оборудованием, отсутствием лабораторий и диагностических центров, дефицитом кадров, коррупционными схемами и поборами, которые называются благотворительными взносами. Первичное звено, на которое ложатся самые большие нагрузки, пребывает в плачевном состоянии, медицинская помощь для большинства киевлян стала и недоступной, и некачественной. Но вместо подготовленных, продуманных реформ нам опять предлагают полумеры. На какой результат можно рассчитывать, имея такой отягощенный анамнез плюс полное отсутствие мотивации работать лучше у рядовых медиков, которые по уровню зарплаты занимают, кажется,29-е место!А что же будет?
Нас, как и многих, не покидает ощущение, что больничные кассы - это просто переименованные благотворительные взносы, оставленные в наследство молодой командой поющего мэра. Общественные организации, к которым авторы обратились за комментариями, единогласно назвали это рудиментом, шагом назад, еще одним насосом для выкачивания денег из карманов пациентов. Между тем СМИ, близкие к городской власти, с упоением рассказывают о преимуществах больничных касс, блиц-интервью, записанные на улицах города, только подтверждают: давно пора это сделать. Правда, «за» почему высказываются исключительно старушки, которые обещают «поддержать своей гривней государство, пока ему тяжело, пока она на ноги не станет». Благородные намерения. Беда только в том, что наше государство пытается не на собственные ноги спьястися, как на шею гражданам сесть. К повышенным тарифам в платежках за квартиру вскоре добавятся новые - на горячую воду и тепло, на днях подорожают жетончики метро, ​​уже озвучена идея поднять стоимость проезда наземным транспортом до четырех гривен. Что после этого отдавать в больничную кассу? Остатки пенсии или зарплаты, которых, дай бог, чтобы на хлеб и макароны хватило?
Интересно узнать, кто просчитал, как будут работать больничные кассы в столице. Городская власть уверяет, что хорошо. Сначала планировали поставить на счетчик весь город, но потом решили осчастливить только один район, вроде выбрали Дарницкий. Схема проста, как одноразовый шприц: сначала наполняешь кассу ежемесячными взносами, а когда понадобится медпомощь - получаешь финансовую инъекцию на оплату лекарств, диагностики, лечения. Сколько надо заплатить, чтобы в случае болезни хватило на качественную медицинскую помощь? Это уравнение со многими неизвестными. Неизвестно, что раньше может прихватить - гипертония, стенокардия или камни в почках. Неизвестно, сколько будут стоить обследование и диагностика. И трижды неизвестно, в какую сумму выльется лечение с учетом цен на лекарства, стоимости процедур или операции, размера благодарения врачам. Во многих странах давно уже придумали выход - страховой полис, а мы опять мастерим свой особенный, украинский велосипед.
С пенсионеров обещают брать меньше - всего по 50 гривен ежемесячно. За год набежит 600, почти минимальная пенсия. Что пациент получит в обмен на свои деньги? Трудно сказать, так же, как и объяснить сумму взноса. Свод, если не с потолка, взялась эта цифра? Главный аргумент в устах чиновников: страховые кассы хорошо себя зарекомендовали в городе Комсомольске Полтавской области, чей экс-мэр теперь руководит Киевом.
Но можно с такой легкостью переносить опыт полуреформ из 50-тысячного городка на мегаполис? Когда А. Попова неожиданно пересадили из кресла министра ЖКХ в кресло первого заместителя столичного градоначальника, вряд ли он был готов предоставить программу развития города, слишком уж стремительно развивались события. Однако ситуация требовала новых идей, вот и появилась как новая немного подзабытая старая - больничные кассы. В свое время их внедряли не только в Комсомольске, но и в других городках. Говорят, что в Украине около 300 тысяч человек платят взносы и всем довольны. Но где гарантия, что это будет эффективно в многомиллионном Киеве? Конечно, тут денежные потоки обещают быть значительно повноводишимы. Инициаторы это понимают. Первое, что скорректировали, - сумму взносов: в Комсомольске платят по 15 гривен, а киевляне стартуют с 50. Там, перечислив взносы, пациент может рассчитывать, что его обеспечат медикаментами. А если сложная операция, реанимация, длительная реабилитация - кто будет платить? Взносы никоим образом не перекроют всех расходов.
В Киеве вряд ли кто сможет точно сказать, сколько стоит хирургическое или консервативное лечение самых распространенных патологий, не говоря уже о травмах или сложных случаях. В Комсомольске, например, посчитали, что роды (не кесарево сечение) стоят 123 гривны. И в Киеве за такие деньги в сторону роженицы никто и не взглянет!
Вряд ли реформаторы верят, что больничные кассы помогут решить проблемы здравоохранения, которые накапливались годами. Для чего тогда затевают?
Эксперты говорят, что ключевое слово в этой программе - обеспечить пациентов лекарствами. Их обещают закупать по оптовым ценам, которые будут на 20-30% ниже, чем в аптеках. Какой чиновник в нашей стране не мечтает приобщиться к проведению закупок? Неважно, за бюджетные средства или за деньги, собранные через больничные кассы, главное - объемы партий.
Аудиторы КРУ и Счетной палаты могут много интересного рассказать о том, кто и как проводил и проводит тендеры в Минздраве, даже если взять только лекарства - уже детектив получится. В рамках госпрограмм чиновники действовали так, что на складах одних лекарств накапливался запас на три-пять лет вперед, зато другие были в дефиците. Все зависело не от заявок, а исключительно от интересов фирм-поставщиков, выигравших тендер. Аудиторы отмечают, что лекарства поступали на склады через шесть-девять, а иногда - и через 12 месяцев после того, как были перечислены средства. Это называется кредитованием фирм за счет госбюджета.
Ревизоры уверены: эти схемы легко перекочуют и в больничные кассы.
Юристы утверждают, что для введения больничных касс нет соответствующей нормативно-правовой базы.
А правозащитники считают это грубым нарушением прав человека. Почему? Здравоохранение киевлянина в нынешнем году обойдется казне в 750 гривен. Между тем Кабмин выделил только Государственному управлению делами 14 млн. 613 тыс. гривен на стационарное медобслуживание депутатов и руководящего состава органов государственной власти плюс 4,5 млн. грн. на поликлиническо-амбулаторное обслуживание.